Теология

ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος — слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) — основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. Теизм) религий — иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона, который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах...

Далее см. определения дефиниции в разделе "Теология":

Сен-Викторская школа

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА – богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113; международный центр ортодоксально-католической философии в 12 веке. Основатель школы – Гильом из Шампо (около 1068–1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера школы определена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели школы выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырех лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского)...

Теологи

В сборнике “Новеллино” приводится такая история: «В одной из школ Парижа были мудрейшие ученые и рассуждали они о небе, именуемом Эмпирей. Долго и горячо говорили о нем и о том, что располагается оно выше других небес. Перечисляли небеса Сатурна, Юпитера и Марса... А над ними находится Бог-отец во всем своем величии. И вот однажды, когда они так рассуждали, пришел один помешанный и сказал им: “Господа, а что находится поверх головы Господа?” ...Долго искали они ответ в своих науках... но решение так и не было найдено. Тогда они сказали: “Безумен тот, что дерзает размышлять о мире ином. И еще больший сумасброд и безумец тот, кто ломает себе голову в попытках познать начало всех начал. И вовсе лишен рассудка тот, кто тщится познать сокровеннейшие помыслы Бога, когда столько мудрецов даже того не смогли узнать, что у него на голове»...

Гадания по системе ши

Влияние ирано-протозороастрийской духовной культуры, в основу которой издревле был положен принцип дуализма, вполне могло выразиться в виде восприятия соседними общностями (в частности, чжоусцами) главной идеи: мир расчленен на две полярные, непримиримые и решительно противостоящие друг другу силы, Свет и Тьму. Математически это и есть двоичная система Лейбница, а графически — две разные линии. Обратим внимание на то, что традиция упорно связывает генезис системы ши с именами легендарного Фу Си и вполне реального Вэнь-вана — основателя династии Чжоу...

Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность) – один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции – синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка каппадокийцев. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси»...

Теология диалектическая (Новиков, 1987)

ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ, или «теология кризиса», - одна из богословских школ в протестантизме, которая появилась после первой мировой войны в Швейцарии и Германии. Основателем нового направления был швейцарский кальвинист Карл Барт. Идеи теологии диалектической позже развивали Э. Бруннер, Р. Бультман, П. Тиллих и другие. Они во многом были не согласны между собой, но все разделяли требование критики либеральной теологии, распространенной в протестант, богословии конца 19 века.

Гадание [в Древней Греции]

Греки верили, что боги открывают людям свою волю в виде особых знаков и предзнаменований. Предзнаменования при этом не рассматривались как проявления божественного гнева. Некоторые из них были довольно очевидны (например, природные феномены или случайно произнесенные слова с определенным смыслом), но большинство знаков не было столь очевидно и требовало специального истолкования. Искусство чтения предзнаменований для предсказания будущего называлось дивинацией (гадание).

Теология (Ильичёв, 1983)

ТЕОЛОГИЯ (греч.  εολονία, от  eóς - бог и  λόγος; — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, достроенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии — концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистической тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма....

Теодицея (Новиков, 1987)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos - бог и dike - право, справедливость; буквально - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о боге как абсолютном добре. Впервые понятие теодицея встречается у немецкого философа-идеалиста Лейбница (1646-1716), рассматривавшего мир как «совершенное творение», считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром. В ряде философских систем зло выступает как ниспосланное богом испытание для людей с помощью которого укрепляется их дух, их вера в бога.

Теодицея (Ильичёв, 1983)

ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee, от греч.  εός — бог и δίκη — справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств. Управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в одноименном трактате (1710, см. «Теодицея»).

Исторические формы теодицеи целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности...

Теология процесса

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — одна из разновидностей современной секулярной теологии, получившая значительное развитие в США и Англии. Ее представители Д. Кобб, Ш. Огден, Д. Гриффин, Р. Джеймс в США, Н. Питиндорф, П. Гамильтон в Англии исходят из того, что философия процесса англо-американского математика и философа Алфреда Норта Уайтхеда и современного американского философа Чарлза Хартшорна содержит концептуальный аппарат, с помощью которого можно осуществить принципиально новую интерпретацию всех традиционных христианских положений. В «процессуальном» истолковании мира и бога, данном в философии А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, природа рассматривается как процесс, сущность которого состоит в переходе «вечных объектов» или «чистых возможностей» в мир пространства и времени, в «события» внешнего мира...

Страницы