Пхунсу: анализ прилегающего ландшафта

Алгоритм возведения сооружения согласно пхунсу

Точка хёль – место встречи нисходящего «небесного» и восходящего «земного» ки.

Учение пхунсу определяло четкий алгоритм возведения архитектурного сооружения (вне зависимости от его масштаба, будь то город или жилой дом) в определенной последовательности:

1. Выбор участка. Оценка конкретной территории происходит в соответствии с интерпретацией типа ландшафта в терминах пхунсу. определение и оценка прилегающих форм, их взаимоотношения, ориентация участка, направления водного потока и других элементов природного окружения.

2. Определение расположения архитектурного объекта. Выбор места в границах выбранного ранее участка и ориентация главной оси сооружения.

3. Расположение и ориентация основных элементов архитектурного объекта.

4. Выбор подходящего времени для основных этапов строительных работ: а) начало строительства и вскрытия земли; б) подготовка фундамента; в) рубка деревьев; г) определение положения оснований под колонны и дверной косяк; д) установка колонн; е) установка коньковой балки; ж) процесс строительства; з) отделка 29.

Указанная очередность действий на первый взгляд не представляет ничего специфического, и поэтому содержание каждого этапа строительства требует расшифровки:

Выбор участка и анализ форм прилегающего ландшафта

Для анализа ландшафта в пхунсу использовались различные приемы. Один из них связан с применением названий планет. В древней космогонии пять планет— Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн именовались соответственно: звезда Вода, звезда Металл, звезда Огонь, звезда Дерево и звезда Земля. Поскольку в традиционных философских представлениях небесные явления имеют соответствующее отражение на Земле, концепция пяти планет метафорически увязывается с формами ландшафта.

Таким образом, формы гор подразделяются на пять основных типов, соответствующих пяти стихиям,— это Дерево, Огонь, Вода, Металл и Земля. Каждый тип характеризуется определенными особенностями 30:

покатые склоны и округлый контур (гора Металл);

спрямленные склоны, напоминает дерево (гора Дерево);

слегка волнистый кошур (гора Вода);

острые пики наподобие языков пламени (гора Огонь);

плоская вершина и кошур основания, тяготеющий к квадрату (гора Земля).

Такая классификация увязывает расположение и формы гор с концепцией взаимного преодоления и взаимного порождения пяти стихий. Например, гора Дерево может быть благоприятной, если она расположена на севере, так как север принадлежит стихии Воды, а Вода порождает Дерево. В то же время связь между горой Дерево и стихией Металл, к которому принадлежит западное направление, относится к деструктивному типу взаимного разрушения. Таким же образом гора Огонь является благоприятной, если она расположена на юге, но не на севере.

Стороны света в соответствии с традиционной космогонией идентифицируются в системе пхунсу следующим образом: север — стихия Воды, восток — стихия Дерева, юг—стихия Огня, запад — стихия Металла и центр — стихия Земли. По логике пхунсу, взаиморасположение гор относительно друг друга идеально в том случае, если они по типу идентичны стихиям, к которым относятся стороны света. Иными словами, гора Вода должна быть на севере, гора Дерево — на востоке, гора Огонь — на юге, гора Металл— на западе и гора Земля — в центре. Только если горы находятся на достаточном удалении друг от друга, оценка территории происходит без учета их взаимного влияния 31.

Ни один из пяти типов гор не является абсолютно положительным или отрицательным сам по себе, несмотря на то что в пхунсу достаточно подробно разработаны их характеристики.

Благоприятность места определяется исходя из взаиморасположения и, следовательно, взаимовлияния. Например, если гора, расположенная на востоке, определяется как гора Металл, на юге — как гора Огонь, то местность является неблагоприятной, так как стихия Огонь разрушает стихию Металл. Или если ближняя гора имеет форму Огня, а находящаяся сразу за ней идентифицируется как гора Металл, то местность также является неблагоприятной, так как и в этом случае Огонь разрушает Металл. Напротив, если горы соответственно идентифицируются как гора Металл и гора Вода, то местность является благоприятной, так как Металл порождает Воду.

Кроме этого, даже если взаимное соотношение гор классифицируется как благоприятное, их размеры должны быть сбалансированы. Если какая-либо из них доминирует, то, следовательно, одна из пяти стихий является преобладающей. Например, если гора Металл на определенном направлении превосходит по размерам, формам и другим характеристикам остальные горы, то присутствие или сооружение какого-либо объекта, принадлежащего стихии Огонь в этом направлении, будет контролировать влияние стихии Металл, так как Огонь побеждает Металл.

Для анализа форм ландшафта, помимо названий пяти планет, в пхунсу часто применяется термин «дракон» 32. Горы соотносятся с горным драконом, водный поток — с водным драконом. Горный дракон обладает важной функцией высвобождения «активного» ки, а также предохраняет ки от рассеивания ветром. Водный дракон блокирует движение ки и предохраняет его от растекания.

Горы описываются как различные виды драконов. Во-первых, чтобы место было благоприятным, каждая гора должна иметь вид «живого дракона», так как «мертвый дракон» не обладает способностью высвобождать ки. Во-вторых, дракон должен быть «подлинным», в противовес «фальшивому». В-третьих, он должен быть красивым, так как дракон уродливой формы неприемлем. Дракон должен располагаться в соответствующем направлении и позиции. Дракон в «искаженной позе» — неприемлем 33.

В то же время следует отметить, что характеристика форм драконов не является четко детерминированной, и это, скорее всего, относилось к области индивидуальной оценки мастера, практикующего пхунсу.

Выбор участка под строительство сводится к поиску такой ландшафтной ситуации, которая удовлетворяла бы рассмотренным выше требованиям к формам прилегающих гор, их взаимному расположению, наличию и направлению горного потока.

Еще один способ анализа формы гор связывается в пхунсу с концепцией девяти звезд, которые включают в себя семь звезд созвездия Большой Медведицы и две звезды, расположенные по соседству с ним. В этом случае названия звезд, принятые в древней астрономии, служат для обозначения формы горы.

Цитируется по изд.: Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. М., 2001, с. 63-65.

Примечания

30. На Ханбом. Исследование расположения..., с. 25-32; Lee Sang-Hae. Feng-shui..., p. 80-93.

31. На Ханбом. Исследования расположения..., с. 27.

32. Там же, с. 35; Lee Sang-Hae. Feng-shui..., p. 120.

33. Lee Sang-Hae. Feng-shui..., p. 153.