Методология

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах, способах, путях познания, обучения, воспитания, преобразования действительности, одним словом — о методах организации любой человеческой деятельности.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 216.

 

Реального поколения метод

Реального поколения метод (когортный анализ, продольный анализ) – метод изучения демографических процессов в когортах (реальных поколениях), то есть в совокупностях людей, одновременно находящихся в каком-либо демографическом состоянии или пережившие некое демографическое событие (например, родившиеся в одном году). Характеристики того или иного демографического процесса привязываются к интервалам времени, отделяющим момент образования когорты от текущего календарного года (периода).

Географический подход

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД, общенаучный метод, сочетающий при анализе любой территории (малого ареала и населённого пункта, района, страны, объединения стран, континента, глобальной системы) два требования: учёт пространства и комплексность – «от геологии до идеологии», по Н. Н. Баранскому. Например, в экономических работах необходим отказ от «точечного подхода» к экономике страны, когда всё её разнообразие описывается интегральными показателями и моделями без учёта пространственных различий, что ведёт к искажениям реальности и дезинтеграции единого экономического пространства.

Причинность в истории

ПРИЧИННОСТЬ В ИСТОРИИ - категория, отражающая связь между отдельными событиями и фактами, состояниями исторических объектов и явлений в процессе их развития. Причинность является центральным вопросом историко-генетического метода.

Оценка роли и сущности причинности выступает предметом спора между основными философскими направлениями: материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающий всеобщий и объективный характер причинности; субъективные идеалисты (Д. Юм, И. Кант, Э. Мах) придерживаются противоположной точки зрения, занимая позицию индетерминизма и отрицая всеобщность и объективность причинности; объективные идеалисты (Г. Гегель) признают причинность, но в качестве ее объяснений выдвигают идеальные, сверхъестественные, божественные причины...

Предметное поле

ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ - составляющая структуры современного научного исторического знания, предметные поля формируются в исторической науке при переходе от неклассической к постнеклассической модели науки, начиная с антропологического и особенно - лингвистического поворотов. В предметном поле происходит целенаправленное конструирование исторического объекта, который, будучи сконструированным, выступает в качестве самостоятельного предмета исследования (история ментальностей, история повседневности, гендерная история, интеллектуальная история, новая локальная история).

Шкалирование

ШКАЛИРОВАНИЕ — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В социальных науках — антропологии, социологии, психологии и пр. — шкалирование является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования.

Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению...

Прагматический поворот в историческом познании

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - 1) поворот, переориентирующий исследовательский интерес историка с изучения структур на изучение деятельности (5). Прагматический поворот - методологический поворот в исторической науке после постмодернизма, связанный с проведением научных исследований мульти-дисциплинарного характера, направленных на решение научно- исследовательских задач в рамках предметного поля исторической науки с помощью методологических конструктов и методов социологии.

Идеальный тип (НФЭ, 2010)

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — методологическое средство социально-исторического исследования, разработанное немецким социологом М. Вебером. По Веберу, теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений — социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т. п.

Метод биографический

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Ранее включали анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (автобиография будущая, фантазия управляемая, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (биографии дополнительные, линии отношений субъекта). Современные методы биографические, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности...

Методы исторического исследования

Работа историка — целенаправленный исследовательский процесс с целью получения научных знаний. В своей профессиональной деятельности историки применяют взаимосвязанные между собой общетеоретические и специально-научные методы исследования.

Каждое научное исследование имеет предметную основу. Следовательно, историк определяет объект и предмет своего исследования. Понятие «объект исследования» всегда шире, под ним понимается то, на что нацелена познавательная деятельность, а «предмет исследования» раскрывает стороны и содержание объекта исследования. Иными словами, определение объекта и предмета — начало исследования, здесь историк отвечает на вопрос — что исследовать?..

Парадигма

ПАРАДИГМА — система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1) этап препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы;

2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»;

3) этап кризиса и научной революции — заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Страницы