История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Европейское Просвещение

Период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии и Франции, ознаменован становлением, расцветом и кризисом того комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и культурных предпочтений, которые вошли в память человечества под именем просветительских.

Просвещение - именно это слово стало в немалой степени определяющим не только для последующей оценки, но и для самооценки всей рассматриваемой эпохи. "Дух Просвещения", однако, оказался таков, что стал не только важнейшей характеристикой этой эпохи, но и существенно перекрыл ее хронологические и социально-исторические рамки, обрел статус одной из значительнейших общечеловеческих ценностей...

Фронда 1648-1653 годов

Сложный комплекс охвативших Францию в 1648-1653 годы социальных движений, объединяемых под названием Фронда, издавна был загадкой для историков. "Была ли Фронда феодальной реакцией или попыткой буржуазной революции?" - так сформулировал основную историографическую дилемму в 1948 г. Б.Ф. Поршнев. Сам он полагал, что речь должна идти именно о последней 1.

Однако французская буржуазия в середине XVII века была слишком незрелой для того, чтобы совершить буржуазную революцию. Равным образом и вся расстановка социальных сил была в тот период совсем иной, отличной от их расстановки накануне буржуазной революции. Страну волновали другие вопросы, и на политической поверхности оказывались иные конфликты...

Пуританизм – идеология назревавшей революции

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразие идеологической драпировки ее классовых и политических целей. Революция стала последним в европейской истории социальным движением, проходившим под знаменем борьбы приверженцев одной религиозной доктрины против приверженцев другой. Вопрос о том, почему роль "боевой теории" антифеодальной революции в Англии была призвана сыграть идеология пуританизма (т.е. кальвинизма на английской почве), неизбежно уводит к истокам английской реформации Генриха VIII. Будучи по своему характеру "королевской", английская реформация затронула канонический строй церкви в этой стране ровно настолько, насколько этого требовали интересы укрепления абсолютизма Тюдоров...

«Новый курс» (Козенко, Севостьянов, 1994)

Первым делом Рузвельт созвал чрезвычайную сессию Конгресса, которая длилась ровно 100 дней - с 9 марта по 16 июня 1933 года. За это время она приняла столько законов, сколько обычно принималось за два года работы. Но главная особенность заключалась в характере нового законодательства. Время было напряженное. Истощив фонды, многие банки закрывались, отказываясь от выплат вкладчикам. Даже в Вашингтоне нельзя было получить деньги по чеку. Первым приказом президента были закрыты на 4 дня все банки страны. Конгресс принял за 4 дня закон о чрезвычайной помощи банкам, тут же подписанный президентом. Он предусматривал проверку банков на их надежность. «Здоровые банки» получали деньги от Федеральной резервной системы, а ненадежным в этой помощи было отказано...

Новые негры

Война [Первая мировая] заметно изменила материальное и общественное положение черных американцев. Среди них стало больше рабочих, в том числе квалифицированных. Больше стало горожан. Вернувшиеся из Франции негры - солдаты гордились тем, что помогли «спасти демократию» в Европе. Но на родине их, как и других негров, ждали прежние сегрегация и дискриминация. Более того, расисты горели желанием «поставить на место» зазнавшихся, по их мнению, черных. Поэтому террор расистов в послевоенное время резко возрос. За первые 9 послевоенных лет было линчевано 400 негров, среди них и 10 ветеранов недавней войны. Но «новые негры», негры 20-х годов, не хотели мириться с этим...

Капыкулу

Первоначально высшая администрация [Османского] государства формировалась из мусульманского духовенства - улемов, но уже в XV веке, а особенно в XVI веке складывается особый слой османского общества - воины и чиновники капыкулу (буквально - рабы августейшего порога), не связанные на первых порах с феодализирующимся османским обществом. Многие из них происходили из военнопленных, принявших ислам. Позже капыкулу стали рекрутироваться путем девширме - принудительного набора детей христиан, проживавших в землях Османского государства. Система девширме окончательно сложилась к XVI веку. Набранных мальчиков отрывали от родителей, обращали в ислам, отдавали в турецкие семьи для обучения «турецкому языку и рабскому служению»...

Польский фольварк

Польский фольварк - домениальное хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян-барщинников - в XVI веке превратился в доминанту аграрного развития. Подобно барщинно-крепостническому хозяйству восточногерманских княжеств, он был ориентирован преимущественно на внешний, удаленный на сотни миль от непосредственного производителя европейский рынок. Вернув себе в 1466 году в итоге победоносной войны с Тевтонским орденом выход к Балтике, Польша быстро стала крупнейшим экспортером зерна. С конца XV по конец XVI века вывоз в Нидерланды, Англию, Францию и другие страны удесятерился, доходя до 100 тысяч тонн в год. Максимума он достиг в 1618 году, когда через Гданьск на запад ушло около 1/4 миллиона тонн ржи и пшеницы. Хлеб вывозили также через Эльблонг, Щецин (Штеттин) и другие порты. Кроме зерна, из Польши в больших количествах экспортировали лен, пеньку, поташ, лес.

Апелла

Как выбирались эфоры, мы точно не знаем. Известно, что стать эфором мог любой спартиат, но кандидатура в эфоры выдвигалась какой-то сравнительно замкнутой группой. Сами выборы происходили в «народном» собрании спартиатов, называвшемся «апелла».

Апелла также имела весьма характерные для спартанского строя черты и во многом напоминала гомеровскую сходку воинов. До VI века до н. э. апелла один раз в месяц созывалась царями; в VI веке это право переходит к эфорам. Право выступления в апелле имели цари, геронты и эфоры, но не рядовые спартиаты. Собрание происходило так: в кратких речах формулировались подлежащие решению вопросы, а также предлагалось и самое решение; никаких других выступлений в апелле быть не могло...

Сиссития (Бергер, 1936)

«Сиссития» в переводе значит совместная трапеза. Каждый спартиат должен был вносить в свою сисситию определенное количество съестных припасов, доставлявшихся ему гелотами с его клера. В сисситиях господствовало полное равенство в питании, причем питание это было очень грубым и должно было поддерживать и в мирное время суровый, военный закал спартиатов. Это были не только, так сказать, общественные столовые, но и мужские клубы, в которых мужчины проводили большую часть времени, а часто даже и ночевали. Сисситии помещались в общественных зданиях, которые разве только размерами отличались от обычных жилищ спартиатов. Во всяком случае, сохранившиеся до нашего времени развалины не дают возможности предположить, что для сисситий строились специальные здания...

Вилланы в Паннонии

Развитие городского строя и распространение в Паннонии римских форм хозяйства шло одновременно с распространением в провинции рабства и основывавшихся на рабском труде вилл. В I—II веках свидетельства о рабах и отпущенниках относятся преимущественно к пришлому населению провинции и происходят из южных и западных ее районов. Среди племен рабство было наиболее распространено у бойев, отчасти у эрависков. С территории civitas бойев дошли сведения I — начала II века о рабах у аристократии бойев. Так, Тит Флавий Кобромар, потомок одного из последних царей бойев, получивший римское гражданство от Флавиев, имел рабов: известны его рабы Кобромар, Амука, Артемидор и отпущенник Тит Флавий Уксавиил...

Страницы