История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Анархисты во Франции 1789 года (Кропоткин)

Но кто же такие, наконец, эти анархисты, о которых так много говорит Бриссо и истребления которых он требует с таким ожесточением?

Прежде всего анархисты - не партия. В Конвенте существует Гора, Жиронда, Равнина, или, вернее, Болото, или Брюхо, как говорили тогда, но нет «анархистов». Дантон, Марат, даже Робеспьер или кто-нибудь другой из якобинцев могут иногда идти рука об руку с анархистами, но эти последние находятся вне Конвента.

Можно даже сказать, что они стоят выше его: они господствуют над ним.

Это - революционеры, рассеянные по всей Франции. Они отдались революции телом и душой; они понимают необходимость ее; они любят ее, живут и работают для нее....

Декларация прав человека

Принятая 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина отобразила все основные требования, выдвинутые буржуазной политической мыслью XVIII века.

Права человека, «droits de l'homme» — это «права члена гражданского общества, т. е. эгоистического человека, человека, обособленного от людей и общежития» 1.  «Свобода,— гласит статья 4 Декларации, — состоит в праве делать все, что не вредит другому». Границы, в пределах которых каждый может пользоваться этой свободой, определяются законом. Маркс, комментируя эту статью Декларации, говорит: «Речь идет о свободе человека как изолированной, уединившейся в себя монады» 2, — и далее продолжает: «...право человека на свободу не покоится на соединении человека с человеком...

Каста: история изучения (Куценков, 1983)

Каста в Индии относится к вечным сюжетам востоковедения. Интерес к ней не могут притупить пи время, ни перемены в жизни Южно-азиатского субконтинента. Главная причина этого — в научной значимости кастовой проблемы, в той роли, которую каста сыграла и продолжает играть в жизни индийского общества.

Но даже краткое обозрение того, как накапливались знания о касте, представляет немалые трудности. Исследователь не может жаловаться на недостаток материала. По некоторым оценкам, уже к 1945 г. число публикации по кастовой проблеме в Индии превысило 5 тысяч названий [Хаттон, 1963, с. XV]. Свыше трех с половиной десятилетий, минувших с тех пор, характеризовались дальнейшим увеличением числа публикаций. Сегодня общий фонд печатных изданий о касте с трудом поддается обозрению...

Акали (Семенова, 1963)

Начало общего кризиса капитализма сопровождалось в Индии новым подъемом антиимпериалистического движения, принявшего небывало широкий размах и всенародный характер. В антианглийских выступлениях, охвативших в 1918—1919 годах почти всю страну, принимали участие пролетариат и крестьянство, интеллигенция и национальная буржуазия. Конгресс, самая влиятельная буржуазная партия страны, возглавил борьбу индийского народа, ограничив ее, однако, рамками ненасильственного сопротивления.

Бурный подъем антиимпериалистического движения и особенно усиление революционной активности масс заставили Англию пойти на некоторые уступки имущим классам Индии. ..

Гладиаторы (СИЭ, 1963)

ГЛАДИАТОРЫ (лат. ед. ч. gladiator, от glaudius - меч) - в Древнем Риме рабы, осужденные преступники и другие лица, прошедшие специальное обучение для вооруженной борьбы между собой. Бои гладиаторов, возникшие в Риме под влиянием этрусков, сначала были измененной формой ритуального убийства рабов и начиная с 3 века до н. э. сопровождали похороны знатных лиц. К 1 веку до н. э. гладиаторские бои теряют ритуальный характер, становясь забавой толпы. Развитию гладиаторских боев способствовало стремление представителей правящих кругов в период кризиса Римской республики завоевать популярность среди городского населения. В 65 году до н. э. Цезарь, будучи эдилом, устроил бой 320 пар гладиаторов. Гладиаторов обучали в специальных школах с суровым режимом...

Мунус (Носов, 2010)

В Древнем Риме игры, сопровождавшиеся сражениями гладиаторов, получили название мунус (во множественном числе - мунера). У нас они больше известны под названием гладиаторские игры, и в дальнейшем эти термины будут использоваться как синонимы.

Что же такое гладиаторские игры? Чем отличались гладиаторские игры от, скажем, средневековых турниров, судебных поединков или просто от выяснения отношений двумя вооруженными людьми? Как определить понятие «гладиатор»? Вопрос принципиальный, так как ответ на него служит отправной точкой для определения места возникновения и периода распространения гладиаторских игр. Чтобы найти истоки какого-либо явления, нужно первым делом разобраться с терминологией...

ЛЕФ и Маяковский (Янгфельдт, 2009)

Маяковский и Лили провели несколько дней в Петрограде, в гостинице, чтобы "разные Чуковские" не узнали об их пребывании в городе — им не нужны были сплетни сродни тем, которые так щедро распространял Чуковский пять лет назад. Когда Рита навестила Лили в день их возвращения в Москву, та ее встретила словами: "Володя написал гениальную вещь!" Уже вечером несколько друзей и коллег пришли послушать авторское чтение нового произведения, а на читке, состоявшейся следующим вечером, квартира была набита битком. Новость распространилась быстро: Маяковский написал гениальную вещь...

Трибы и курии

На всем протяжении долгой римской истории продолжали жить в более или менее модифицированном виде социальные организмы, возникшие в период первобытности: род, триба, курия, семья. Они настолько сохранились (и в повседневной жизни, и в юридическом языке), что мы зачастую встречаемся с ними в разного вида поздних источниках. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания ученых. Начиная с конца прошлого века и особенно в текущем столетии ставился вопрос о характере и об отношении названных общественных групп к государству, а также о соотношении одноименных социальных форм в до-государственную и государственную эпохи...

Дворянство Франции в XVI-XVII веках (Мандру, 2010)

Восторженно идеализируя благородное прошлое рыцарства, современники без труда описывали эволюцию, разворачивающуюся у них на глазах. В 1576 году — по общему признанию, в самый разгар Религиозных войн — Клод Атон писал:

«В минувшие дни дворяне Франции получали этот благородный титул от королей и принцев за свое мужество и добрую службу, которую они оказывали этим принцам и королям, и своей родине, Франции. Они были благочестивыми, верными, набожными, мудрыми, благоразумными, кроткими, добрыми и милосердными по отношению к своим подданным и другим людям… Дворяне, которые некогда являлись воплощением благородства, ныне — грабители, убийцы, еретики, неверные и непочтительные, идолопоклонники, безумцы, жестокие, гордые и высокомерные, они похищают имущество других людей, кощунствуют и угнетают народ…»

Антисемитизм во Франции

Необычайный успех книги Эдуара Дрюмона «Еврейская Франция» (1886), с которой Альфонс Доде познакомил светские круги, вероятно, обязан тому, что в ее повествовании сливаются сразу несколько идейных течений: здесь в какойто степени присутствует католицизм («кто говорит о еврее, тот говорит о протестанте»), в какой-то — социализм, враждебно воспринимающий «евреякапиталиста». Этот успех поразил всех наблюдателей той эпохи. И в будущем он лишь возрастет, поскольку чувство антисемитизма постепенно усиливается в самых разных слоях общества.

Первый из общественных слоев, пораженных антисемитизмом, — это христиане, издавна настроенные враждебно к иудеям. Они продолжают жить благодаря преподаванию Закона Божьего...

Страницы