Последние обновления понятий

Клир (Каплан, 2011)

КЛИР, ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ. Когда христианство вышло из подполья в 313 году, имелось лишь несколько городских церквей; в сельской местности приходы практически отсутствовали, но затем они везде быстро организовались по примеру иерархии в римском мире. На Востоке, где населенные пункты размещались довольно плотно, полагался один епископ на город и один город на епископа. Так же, как населенные пункты составляли провинции, епископства были объединены в церковные провинции, вокруг епископа провинциальной митрополии, епископа митрополии, или митрополита. Митрополит объединял подчиненные ему епископства в провинциальном церковном соборе и посещал подчиненных для проверки исполнения поставленных перед ними задач...

Капала

КАПАЛА (буквально «чаша для подаяний, череп») — название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и проповедовали возможность овладения чудо действ, силой через уподобление себя Шиве и усвоение необычной, вызывающей манеры поведения. Они посыпали тело пеплом, облачались в тигровую шкуру, питались несъедобными вещами, предавались пьянству и повсюду носили с собой череп-капалу, отчего и стали называться капаликами. Не исключено, что в их среде практиковались и человеческие жертвоприношения. Несомненна связь секты с аборигенными верованиями и с шактизмом. В настоящее время практически не существует.

Джаганнатх

ДЖАГАННАТХ (Владыка мира) — воплощение Кришны, местный бог в штате Орисса, приобретший общеиндийское значение. Его храм в городе Пури — знаменитый центр паломничества. Джаганнатх находится в храме вместе со своим братом Балабхадрой (т. е. Баладэвой) и сестрой Субхадрой. Все трое представлены грубыми чуркообразными дерев, идолами высотой около 2 метров, большеглазыми, примитивно раскрашенными (Джаганнатх — черного цвета, Балабхадра — белого, Субхадра — желтого), что свидетельствует о древних аборигенных корнях культа Джаганнатха. Но первые упоминания о тройке богов относятся лишь ко времени после постройки храма Джаганнатха царем Анантаварманом Чодаганга (1075—1150), причем несомненна изначальная связь этих богов с шиваизмом и шактизмом...

Шары неандертальцев

ШАРЫ неандертальцев, часто имеют почти идеальную сферическую форму (диаметр от 3–4 до 7 см). Большинство их изготовлено из известняка, из которого орудия вообще не выделывались. Знаменательна находка лепных экземпляров (в частности, самые древние — из лесса — открыты в позднеашельском стойбище Ахенхейм, ФРГ). Шары привлекают внимание науки уже более ста лет (с 1872 года), в них видели и грузики пращи, и солярные символы. Археологические источники (Базуа, Монтеспан) позволяют считать шары моделью обычного метательного камня. Такая модель, выражавшая идею и характеристику этого орудия, использовалась в контексте символического воспроизведения охоты (по программе инициации и др.).

Святое копье

Копье сотника Лонгина (Святое копье) — легендарное копье, которым римский воин проткнул бок Христа, висящего на кресте. Первоначально эта святыня хранилась в Иерусалиме, а затем, после захвата города персами в 614 г., была вывезена оттуда в Константинополь и заняла место среди реликвий храма Святой Софии, но позже была возвращена в Иерусалим. С XI в. Святое копье находилось в храме Богородицы Фаросской, в 1200 г. там его видел русский паломник из Новгорода Добрыня Ядрейкович, а в 1204 г. — французский рыцарь Робер де Клари. В 1403 г. Святое копье видел в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи посол кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо...

Пергамент

Пергамент (pergamena) — специально обработанная кожа животных, применявшаяся для письма в Византии и других европейских странах в Средние века. Изобретен в г. Пергам около 180 г. до P. X. и первоначально производился для нужд Пергамской библиотеки в связи с нехваткой папируса. Только что написанный текст с пергамента можно было легко стереть, старые записи соскабливали кусками пемзы. Этот писчий материал был довольно дорог и использовался преимущественно для особо ценных, богато украшенных изданий.

Принцип разделения властей (Волгин, 1941)

Еще один принцип буржуазной демократии [наряду с принципами «народного суверенитета» и «естественного права»] — принцип разделения властей, — выдвинутый Монтескье в его знаменитом «Духе законов» и реализованный в американской Конституции 1787 года, также был воспринят конституционными актами и политическими доктринами французской революции. Так, статья 16 Декларации прав 1789 года провозглашает: «Ни одно общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». А Конституция 1791 года пытается дать конкретную реализацию этого принципа в государственном устройстве Франции...

Автаркия в Древней Греции

АВТАРКИЯ (греч. «самодостаточность»). Важнейший принцип экономической жизни древнегреческих полисов (см. полис). Содержание принципа автаркии — хозяйственная самостоятельность и самообеспеченность полиса, его независимость в экономическом отношении от внешних факторов, опора по мере возможности только на собственные силы. На практике абсолютная экономическая самодостаточность была недостижима ввиду отсутствия полного набора необходимых ресурсов в каждом отдельно взятом полисе. Тем не менее автаркия рассматривалась как идеал, к которому следует стремиться. Из греческих полисов ближе всего подошла к этому идеалу Спарта.

Христианство у англосаксов

Хотя валлийцы упорно держались христианской религии, которую занесла к ним римская оккупация, христианизация англичан началась не через Уэльс. Слишком сильна была взаимная ненависть победителей и побежденных, чтобы между ними могли существовать нормальные взаимоотношения. Валлийцы же смотрели на англичан как на кару господню, ниспосланную им за грехи. Христианство проникло в Англию из Рима и немного позднее из Ирландии, через Иону. Седьмое столетие целиком заполнено процессом христианизации — столкновениями соперничающих сект и заключительным триумфом римской католической церкви...

Возникновения ислама (Беляев, 1966)

Источники. Основным источником начального ислама, т. е. периода возникновения этой религии, является Коран. Это очень сложное произведение арабской литературы создавалось в основном в VII веке. Наиболее древние рукописи этой книги, написанные куфическими письменами, относятся, вероятно, к началу VIII века. Согласно мусульманскому преданию, Коран в дошедшем до нас виде был составлен и отредактирован в правление халифа Османа (644—656). Поэтому за ним закрепилось название Османова Корана, или Корана в османовой редакции. Но наряду с этой редакцией, ставшей канонической, существовал ряд других, дошедших до нас только в виде коротких отрывков...

Бакумацу

Хотя основы системы правления периода Эдо были созданы к середине XVI столетия и продолжали действовать до середины XIX века, в стране происходили значительные политические, социальные, экономические и другие изменения, затруднявшие действие системы бакухан, что постепенно привело к падению эффективности действий правительства и крушению бакуфу Токугава.

К середине XVIII века на сёгунат и даймё обрушились финансовые трудности. Богатства теперь были сосредоточены в руках городского торгового сословия. Крестьянские волнения и недовольство самураев стали более очевидными. Были проведены налоговые и социальные реформы, но не помогли и они. Положение земледельцев, которые и так были уже обложены непомерными налогами, ухудшил голод. Благосостояние торговцев резко контрастировало с тяжелым экономическим положением земледельцев и самураев...

Акмеизм (ЭСЮЛ, 1988)

Эти трое поэтов, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степень). Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего — вот что объединяло в ту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремленность к «мирам иным» и пренебрежение к земной, предметной реальности...

Айнзацгруппы

АЙНЗАТЦГРУППЫ, айнзацгруппы (Einsatzgruppen), название шести специальных формирований, приданных германским армиям после их вторжения в СССР и предназначенных для уничтожения «Враждебных элементов» (прежде всего евреев). Организованные Р. Гейдрихом, айнзацгруппы комплектовались сотрудниками Службы безопасности СС (СД) и чинами германской полиции. По своей структуре они делились на более мелкие подразделения (айнзатцкоманды). Формирование айнзацгрупп происходило во время польской военной кампании 1939 года, наиболее деятельно они проявили себя в 1941 и 1942 годы. До создания лагерей смерти, в которых были уничтожены несколько сотен тысяч евреев в России и на Украине, айнзацгруппы, действовавшие вместе с местной жандармерией...

Гипертекст (Руднев, 1999)

ГИПЕРТЕКСТ — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Простейший пример гипертекста — это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой...

Гандизм (Девяткин, 2001)

ГАНДИЗМ — 1) первоначально — ненасильственное социально-политическое движение за права индийцев и независимость Индии от Великобритании, лидером которого был М.К. Ганди; 2) система философских, религиозных, моральных принципов, служивших идеологией данного движения; целостное мировоззрение, основой которого является концепция сатьяграхи; 3) путь личного самосовершенствования, стиль жизни, предполагающий следование идеалам Ганди.

Основателем движения является Ганди, прозванный в народе Махатмой («Великой Душой») и Бапу («Отцом Нации»). В начале 20 века он возглавил в Южной Африке борьбу индийского меньшинства за свои права...

Барокко (Сокольникова, 1998)

БАРОККО (ит. barocco – причудливый) – художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств – основополагающая черта барокко...

Ямаваро

Ямаваро – волосатый одноглазый дух.

Когда лето подходит к концу, водяные покидают реки, переселяются в горы и становятся горными каппа, то есть ямаваро.

Говорят, что ямаваро очень любят персики.

Они садятся вокруг дерева и тянут свои лапки к золотистым фруктам. Их коротенькие лапки становятся все длиннее и длиннее.

 Горные каппы срывают плоды и тотчас с аппетитом их поедают. Если человек застанет ямаваро за этим занятием, они бросают недоеденные фрукты и убегают...

Тэндай в IX веке

Основные направления развития школы Тэндай после Сайте: — это сближение со столичной знатью, усиление «тайной» составляющей в обрядности и в учении, переосмысление подхода к заповедям и развитие обрядов «памятования о будде».

 Для Сайтё: «таинства» были лишь одной из частей работы школы, а для его продолжателей они вышли на первое место. Повседневная деятельность на благо державы мыслится уже не как помощь народу в общеполезном труде на местах, а как моления по заказу мирян, кито:, и посвящения в «таинства» высших сановников и самих государей. Тем самым Тэндай перенимает тот образ «тайной» школы, который в Японии восходит не к Сайте:, а к Кужай...

Огораживание: свидетельства XV и начале XVI веков

 Первым публицистом, если так можно выразиться, поднявшим свой голос в литературе против огораживаний, был Джон Росс (Rossus или Rous, 1411 —1491), уорвикский антикварий и хронист, автор большой хроники под заглавием «История королей Англии». Хроника была написана в 1485—1486 годы и посвящена Генриху VII. Она начиналась с истории нормандских королей и была доведена до 1486 года (год рождения принца Артура, старшего сына Генриха VII).

Под 1459 годом Росс поместил свою петицию, подававшуюся им в парламент (в Ковентри) в этом году. Практического значения петиция Росса не имела, парламент отказался даже ее рассматривать...

Левеллеры (Архангельский, 1960)

Распространение идей левеллеров в армии после победы над королем. Гражданская война всколыхнула всю Англию; она довела до сознания крестьян даже в самых отдаленных и глухих местностях, что в стране произошли коренные перемены. У населения сложилось представление, что старый общественный строй (введенный завоевателями-нормандцами) распадается, что земля Англии становится свободным наследием народа. Но эти представления о грандиозности переворота, породившие надежду на полное изменение основ общественного строя, были далеки от действительности...

Страницы