Документы

«Документы». Настоящая подшивка содержит как определения разных видов документов, так и краткие описания (пересказ) некоторых конкретных документов и комментарии к текстам, которые сыграли существенную роль в политике, истории, дипломатии – в других сферах человеческой деятельности. Это может быть международное соглашение, мирный договор, религиозный текст, указ монарха и т. д. А вот так выглядит нормализованное определение понятия ДОКУМЕНТ — письменный источник, в котором содержится та или иная информация, которая имеет важное историческое, научное и другие значения. Содержание различных документов нередко служит основой для создания художественных литературных произведений и т.п. (Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 88).

 

Грамоты в западноевропейских странах

ГРАМОТЫ (от греч. grammata - письмо, послание, от единственное число Gramma - буква) - группа исторических документов в основном феодального периода, в которых фиксировались имущественные и иные права, привилегии или обязанности отдельных лиц (юридических или физических) и отношения между ними, а также оформлялись судебные решения и различные сделки. Некоторая часть грамот может быть причислена также и к Актам. Грамоты содержат богатый материал по истории социально-экономических отношений, отчасти политической истории и являются важным источником.

Агама

АГАМА - разновидность древнеиндийских религиозно-философских текстов, составленных в начале I тысячелетия и выделяемых в особый неведийский комплекс. Иногда их причисляют к шрути и делят всю священную литературу на ведийскую и агамическую; иногда агама считают даже священнее Вед; иногда причисляют к тантрам. Агама обычно состоят из кратких изречений — сутр на санскрите или пракритах. Агама относятся к шиваизму, вишнуизму или шактизму и делятся по содержанию на теолого-философские, йогические и ритуальные.

Список

СПИСОК – термин в научной литературе для обозначения рукописных копий первоначального текста (оригинала, протографа) документов или литературных произведений, а также его редакций и вариантов. Рукописный памятник может содержать списки нескольких разных произведений. Нередки случаи, когда первоначальный текст произведения не сохранился, а дошел лишь в списках (в количестве одного, двух, иногда множества). Современные правила научного издания требуют учета возможно большего числа списков.

Коран

КОРАН (араб. кур'ан, буквально — декламация, чтение), главный источник вероучения ислама, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед сообщал их своим последователям, начиная с 609 года в Мекке и Медине, как откровения бога, ниспосланные ему через святого духа (Коран 16, 91) или через архангела Гавриила (2, 92). Единая редакция Корана была принята в середине 7 века (редакция 3-го халифа Османа), семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу Бекром ибн Муджахидом ат-Тамими (859—936).

Веданга

Веданги. Веданга — составная часть вед, называвшаяся смрити — «запоминаемое», плод человеческой мысли, а не сверхъестественного откровения, как шрути. Именно в смрити аккумулировалось знание.

Ум — одно из самых ценимых Ведами качеств как в людях, так и в богах. Боги Ригведы премудры (вибудха). Среди них наставник богов Брихаспати, врач Дханватари, зодчий Вишвакар- ман, бог закона Дхарма, богиня красноречия, покровительница наук и искусств Сарасвати. В Брахманах имеются астрономические сведения: время религиозных ритуалов определялось фазами Луны и ее положением на эклиптике. Были известны созвездия и планеты...

Добротолюбие

«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - сборник творений отцов церкви, повествующих о практике жизни христианских подвижников. Наиболее полный из них был издан в 1782 году в Венеции Иоанном Маврокордато. Подобный же сборник был издан Никодимом Святогорским и Макарием Коринфским в конце XVIII века. Именно его перевел на русский язык Паисий Величковский. Издание «Добротолюбия» ознаменовало собой возрождение у нас исихастной (см. Исихазм) традиции старчества.

Хождение

«ХОЖДЕНИЕ», «хожение», - средневековые описания путешествий русских людей за рубеж. Сохранилось несколько «хождений», относящихся к 12-17 векам. Большинство «хождений» было написано паломниками к «святым местам» в Константинополь и Палестину. Наиболее известное из них – «хождение» игумена Даниила, в котором он описал свое путешествие в Иерусалим в 1113-1115 годы. Некоторые «хождения» были составлены дипломатами или купцами, в частности «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В «хождениях» обычно указывались расстояния между населенными пунктами, подробно описывались дороги и средства передвижения, а также увиденные достопримечательности.

Араньяки

АРАНЬЯКИ. Постепенно Брахманы стали обрастать книгами несколько иного содержания. Поэтому новые, последние главы Брахман стали называться особо. Это Араньяки — «Лесные книги». Будучи последней частью Брахман, Араньяки носили их названия, например Айтарея-араньяка (в отличие от Айтарея-брахманы). «Лесные книги» предназначались для третьей ашрамы, для лесных отшельников. Переход от состояния домохозяина к отшельничеству представлялся переходом от «пути деяния» к «пути знания». В лесах были невозможны сложные домашние обряды.

Декалог

ДЕКАЛОГ, или десятисловие (греч. Δεκάλογος, евр. mişwōt, старославянское десятословие) – один из древнейших фрагментов Торы (закона иудеев), названный так по числу кратких заповедей (Исх 20:1–17). Предположительно датируется 8 веком до н. э., окончательно сформировался в 6 веке до н. э. Не исключена вероятность и гораздо более древнего происхождения: декалог связан с традицией ближневосточных кодексов. Две заповеди (соблюдение Субботы и почитание родителей), возможно, не сразу приобрели положительный вид и возникли раньше отрицательных заповедей (ср.: Исх 21:17; Втор 5:14; 27:16).

Кальмарская уния

В XIV веке аристократия отдельных стран предпочитала ради сохранения своих политических вольностей и могущества иметь королей-чужеземцев и шла на заключение личных уний. То, что эти унии заключались между Скандинавскими странами, объяснялось их этнической, языковой и культурной близостью, а также тесными имущественными и родственными связями представителей их господствующих классов.

В 1319 г. по соглашению между феодалами обеих стран в личную унию вступили Швеция и Норвегия. Но в 1363 г. на шведский престол был приглашён северогерманский герцог Альбрехт Мекленбургский, которого норвежцы не признали. Появление короля-немца на скандинавском престоле было признаком широкого проникновения в Скандинавию германских элементов...

Страницы