Языкознание

Алфавит (АС, 1990)

АЛФАВИТ (Alphabet), система знаков для записи, каждый из которых представляет отдельный звук. Первые А. появились в Леванте около 1500 года до н.э., один из них, угаритский, использовал клинописные буквы (см. Клинопись), для другого, южного, были изобретены новые знаки. Последний был развит и распространен финикийцами и стал прообразом всех современных алфавитов. Поскольку он предназначался для семитских языков, в нем были представлены только согласные. Восприняв этот алфавит в 8 веке до н.э., греки добавили в него гласные, используя буквы семитских согласных, не имевшихся в греческом языке, так, «алеф» передавал «а» в греческой «альфа». Различные алфавиты имеют от 20 до 30 букв, в зависимости от языка, тогда как слоговые системы насчитывают 70–90 символов, иероглифические или клинописные — несколько сот, а письмо, подобное китайскому, каждый знак которого является идеограммой, — несколько тысяч.

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Славистика: объем и содержание понятия

Какой путь должна избрать современная славистика, если она хочет достойным образом служить общественным задачам, — путь сужения и изоляции научных исследований или путь объединения научных усилий и комплексных исследований?

Подобно другим отраслям науки, практика славистических исследований в последние годы показывает, что сложность изучаемых проблем влечет за собой большие трудности при попытке их разрешения силами отдельных исследователей, а также в пределах отдельных научных дисциплин. Комплексные формы научной работы во все большей степени становятся необходимыми. Применение комплексных форм работы требует преодоления расчленения, отрыва друг от друга родственных дисциплин в одной отрасли науки, произвольного сужения тематики, упрощения и эмпиризма Комплексное изучение требует также не только сотрудничества отдельных ученых, но и создания предпосылок для исчерпывающего изучения тематики научных исследовании и установления общих пунктов исследования...

Слоговое письмо

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО (англ. syllabary), система письма, в которой каждый знак отражает слог (согласная + гласная). Линейное письмо А и Б (бронзовый век бассейна Эгейского моря) принадлежит к этому типу, как и современный японский язык. Большинство таких языков использует около 80 знаков, отражающих все необходимые слоги.

Иератическое письмо

ИЕРАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (англ. hieratic), курсивная форма египетских иероглифов, выработалась при работе с тростниковым пером на папирусе. Иератическое письмо использовалось для деловых и немонументальных целей. Начиная с 7 века до н. э. постепенно уступило место демотическому письму, но в религиозной практике сохранялось до конца язычества в Египте.

Нарицательные существительные

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - разряд имён существительных, объединяющий наименования конкретных предметов и живых существ: гора, село, стена, медведь, токарь. За каждым нарицательным существительным стоит не единичный предмет, а класс предметов, т. е. значение нарицательных существительных имеет обобщённый характер. Нарицательные существительные противопоставлены собственным существительным, или собственным именам (см.), что подчёркивается их разным написанием: собственные имена пишутся с прописной буквы, нарицательные существительные — со строчной.

Пуризм

ПУРИЗМ, -а, м. (1 пол. XIX в.). 1. Чрезмерно строгое стремление к сохранению «чистоты» языка путём изгнания из него заимствованных слов, варваризмов, неологизмов, ненормативной лексики (диалектных, просторечных и жаргонных слов), различных стилистических новшеств и т. п. Языковой пуризм. «Социальная природа пуризма сложна. Пуризм является результатом весьма различных и общественных, и языковых воззрений» (Е. Биржакова и др.). 2. Стремление (часто показное) к чистоте и строгости нравов. «Иногда пуризм доходит до таких размеров, что из рук девушки вырывают всякий роман, всякую книгу, в которой встречается слово "любовь "» (Д. Писарев)...

Аллегория

АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся для него внешним, и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие аллегории близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как смысл аллегории существует в виде некоей рассудочной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об аллегории — применительно к цепи образов, объединённых в сюжет...

Неблагозвучие

НЕБЛАГОЗВУЧИЕ — речевая погрешность, нарушение благозвучия (см.) как общего стилистического требования к звучащей речи. Неблагозвучие выражается в том, что говорящему трудно, а слушающему неприятно предлагаемое сочетание единиц звукового ряда.

Неблагозвучие имеет национальный характер. Как и благозвучие, оно отталкивается от исторически сложившихся общенародных представлений о том, какой должна быть фоника данного языка. В русском языке неблагозвучными представляются шипящие согласные и звукосочетания с шипящими, сочетания двух согласных, первый из которых более звучен, чем второй (сочетания с нисходящей звучностью): нд, мб, рп и под.; сочетания двух-трёх гласных, или зияния...

Шабда

ШАБДА. 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук человеческой речи. Так, в слове «кот» шабда есть последовательность, «к» — «о» — «т». В любом случае шабда есть качество первостихии акаши. В философии большое значение имел многовековой спор между мимансой, полагавшей шабду вечной, и прочими школами, считавшими звук (в том числе членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял утверждение об извечности и безавторстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе объясняли как проявление, но не появление. Согласно великому философу-языковеду Бхартрихари...

Страницы