Авангардизм в музыке
АВАНГАРДИЗМ (франц, avant-gardisme, от avantgarde — передовой отряд) — условное наименование различных течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин «Авангардизм» возник в критике 1920-х годов и утвердился в искусствознании (в том числе и советском) после 2-й мировой войны 1939—1945 годов. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.
Корни современного авангардизма — в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 века (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения авангардизм получили после 2-й мировой войны во Франции, Западной Германии, Италии, США, в скандинавских странах; Авангардизм оказал влияние и на искусство некоторых социалистических стран. Течения Авангардизма, как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приёмов.
Авангардизм порождён современным [на 1973 год] буржуазным обществом, многие представители которого живут в атмосфере острого душевного разлада. Авангардизм глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух искусства Авангардизма отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодёжи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархии, бунт против моральных и политических устоев обществ, жизни, а также против искусства, получившего общественное признание. Некоторые представители искусства, ощущающие революционный дух современной эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художественных средств. Поэтому среди деятелей Авангардизма оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям общественной и политической жизни. Среди наиболее видных представителей музыки Авангардизма — композиторы, очень различные по идейно-эстетической направленности творчества: П. Булез, Л. Ново, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.
В области музыки эксперименты приверженцев Авангардизма нередко приводят к разрушению эстетических и технологических основ музыкального искусства. Под лозунгами Авангардизма выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами музыки Авангардизма стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты «Domaine musical» в Париже, международными фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды музыки Авангардизма издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Таким образом, во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.
Г. М. Шнеерсон.
Цитируется по изд.: Музыкальная энциклопедия. Том 1. А – ГОНГ. М., 1973, столб. 26-27.
Литература:
Бронфин Е., К спорам об «авангардизме»..., в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, с. 246—65; Нестьев П., О музыкальном авангардизме ..., в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 25(1—80; Давыдов Ю., Движение «новых левых» и музыкальный авангард, «СМ», 1970, №4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, №9; Шахназарова Н. Г., «Авангард» в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство..., М., 1971.