Джайнизм

Парьюшана

ПАРЬЮШАНА – главный священный праздник в джайнизме. Парьюшана проводят во время сезона дождей, следуя предписанию Махавиры, так как в этот сезон монахи и миряне могут совершать длительные релит, обряды. Праздник Парьюшана начинается с поста. Затем миряне принимают обеты пошадхи и живут как монахи. Целый день они проводят в медитации или в благочестивых занятиях в монастыре или в уединении. На 5-й день шветамбары празднуют день рождения Махавиры. Последний день Парьюшаны, называемый самватсари, и последний день ритуального года джайнов начинается с большой исповеди, имеющей целью не допустить ни одного прегрешения в новый год.

Ритуалы монахов и аскетов в джайнизме

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ. Их можно разделить на ежедневные и специальные. Ежедневные ритуалы исполняются всеми монахами и аскетами. В четыре часа утра монах читает парамештхи-мантру, после исполнения процедур очищения медитирует, читает тексты или переписывает их. Монах или аскет, в отличие от мирянина, может совершать внутреннюю духовную пуджу. Обыкновенно в десять часов утра он выходит из монастыря для сбора подаяния. Собрав милостыню, он возвращается в монастырь.

Ритуал в джайнизме

РИТУАЛ В ДЖАЙНИЗМЕ. В джайнизме можно выделить три вида ритуальных действий: ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовая служба. Ритуалы мирянина в течение дня состоят из: чтения «Парамештха-мантры» (утром и вечером), ритуала авашьяка (шесть разделов его — это: самайика, поклонение 24 тиртханкарам, вандана, или почитание учителя, пратикрамана, кайотсарга и пратьякхьяна. Подобная практика может выполняться или дома, или в монастыре, или в храме.

Джайнизм (ИИ, 1979)

Наиболее ранней неортодоксальной религией Индии явился джайнизм. Время зарождения и имя создателя новой веры сохранила нам древняя традиция. Им является Вардхамана, кшатрий из Видехи (современный Бихар), живший в VI веке до н. э. В возрасте 28 лет он покинул отчий дом, удалился в лес и предался аскетизму и раздумьям. (Связь умерщвления плоти и выражаемой таким путем отрешенности от обычных людских интересов со способностью человека к умственному сосредоточению представлялась древнему индийцу самоочевидной.) После 12 лет подвижничества у него выкристаллизовались положения нового учения...

Джайнизм (РИЭ, 2017)

ДЖАЙНИЗМ — древнеиндийское религиозно-философское учение, появившееся в середине I тысячелетия до н. э. и основанное на отрицании авторитета Вед. Основателем джайнизма был Вардхамана Махавира (современник Будды), получивший прозвище («Победитель»), которое и дало название его учению. Подобно Будде, Махавира вырос в семье знатного кшатрия — царя личчхавов, племени, чуждого миру ведийских ариев. Покинув дом в 30 лет и предавшись аскезе, Махавира провозгласил основы нового понимания дхармы — «Вселенского закона». Доступ в его общину был открыт всем, вне зависимости от варновой (см. Варна) принадлежности и пола. Махавира признавал действие закона кармы и посмертного переселения душ. После 70 лет аскетических подвигов он поднялся на гору и после длительного поста скончался...

Буддизм и джайнизм в Древней Индии (ВИ, 1956)

В период, когда рабовладельческие отношения окончательно оформились, брахманизм — религия раннерабовладельческого общества, освящавшая племенную раздроблённость и исключительность,— не мог уже служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Появляется буддизм — идеология относительно развитого рабовладельческого общества в Индии.

В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началу нашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповеднику Сиддхартхе, известному под прозвищем Шакьямуни («отшельнику из племени шакьев»). Годы его жизни определяются чаще всего между 560 и 480 гг. до н. э...

Джайнизм (СИЭ, 1964)

ДЖАЙНИЗМ - одна из религий Индии, ныне насчитывающая около 2 млн. последователей (джайнов). Название происходит от Джины (санскр. - победитель) - прозвища, которое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 век до н.э.). Джайнизм зародился как религия, оппозиционная брахманизму. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех четырех варн, уравняв шудров с членами высших варн в праве на "спасение". Однако джайнизм, как брахманизм и буддизм, признает переселение душ и учит, что оно зависит от закона Кармы.

Джайнский канон

ДЖАЙНСКИЙ КАНОН — канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (в Гуджарате) в 5 веке шветамбарами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон (см. Трипитака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции предания. Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения Джины Махавиры, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания канонических текстов на соборе в Паталипутре в 3 в. до н. э.

Джайнская философия

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философская традиция, надстраивавшаяся в течение веков над «догматическим» и сотериологическим преданием джайнизма и сопровождавшая его внутренние схизмы и полемический диалог с другими индийскими религиями, но разрабатывавшая также и вполне «самоцельную» дискурсивную проблематику, в первую очередь в области теории познания и диалектической логики. В истории джайнизма первые опыты философствования восходят уже к самому Джине Махавире (5 в. до н. э.), которому принадлежала бесспорная заслуга решительного противодействия очень популярным в его эпоху детерминизму и фатализму, а также самой начальной разработки контекстной концепции истины как преодоления крайностей «догматизма» и агностицизма. По джайнским преданиям, «старцу» Бхадрабаху (3 в. до н. э.) джайнская философия обязана разработкой 10-членного силлогизма, который на деле является моделью диалектического дискурса. В текстах же, позднее вошедших в канон шветамбаров, уже представлена начальная категориальная система в виде субстанции, качества и проявления ...

Джайнизм (НФЭ, 2010)

ДЖАЙНИЗМ — одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н. э. Получила название от имени своего основателя Джины Махавиры. В настоящее время насчитывает не менее трех миллионов последователей. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме текстов канонических тексты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы, дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма в индийскую культуру исключительно разносторонен.

Страницы