Аскеза

Аскеза

АСКЕЗА (от греч. asketes — упражняющийся, подвижник). Понятие античной культуры, которое изначально обозначало подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем аскеза получила более широкое толкование и стала обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира...

Аскеза (Головин, 2001)

АСКЕЗА — античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре аскеза обращалась прежде всего против половой потребности и символизировала бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также с приемом пищи, комфортом, впечатлениями внешнего мира — «плотских радостей» — должно было служить накоплению некоей духовной энергии, нужной для обретения святости. Позднее в рамках клинических исследований были описаны проявления аскезы, обусловленные невротическим развитием и механизмами защиты психологической. Ныне феномен аскезы довольно широко распространен, причем не только в рамках религиозных конфессий: в качества составного элемента он входит в различные методы психотерапии.

Аскеза (Конт-Спонвиль, 2012)

АСКЕЗА (ASCESE). Упражнение (askesis). Может быть физическим, но ставит перед собой духовную цель. Диоген, например, раздевшись посреди зимы донага, прижимался к обледенелой статуе. Он изнурял свое тело, чтобы укрепить душу. Как аскеза влияет на дух? Думаю, что никак: духу нет дела до подобных мелочей. Вот почему истинные гиганты духа никогда не давали завлечь себя в ловушку аскетизма. Рекомендуется к употреблению в умеренных количествах.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 51.