Культурология

Повседневность

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ – целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность может рассматриваться как онтология, как граничное условие человеческой деятельности. Исследования повседневности подразумевают подход к миру человека и самой его жизни как к ценности. Повседневность – значимая тема в культуре 20 века. Следует различать саму повседневность и теоретический дискурс о повседневности.

Аккультурация (Осипов, 2014)

АККУЛЬТУРАЦИЯ — термин, применяемый для обозначения процесса, в ходе которого группа людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы других культуры. Обмен культ, элементами обычно носит неравнозначный характер; это особенно показательно для групп иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокультурной среде и вынужденных приспособляться к ней.

Игра (Конт-Спонвиль)

ИГРА (JEU). Деятельность, целью которой служит она сама или получаемое в ее процессе удовольствие; осуществляемая по своим собственным правилам и не имеющая необратимых последствий (достигнутое одной стороной может не приниматься во внимание другой или быть оспорено). Вот почему жизнь, даже нацеленная на самое себя или проводимая ради удовольствия, это не игра. В жизни действуют бесконечные правила, которых мы не выбираем, в жизни мы живем и умираем по-настоящему и не можем начать партию заново или вовсе отказаться играть. Впрочем, жизнь стоит всех игр, вместе взятых.

Брачный выкуп

БРАЧНЫЙ ВЫКУП, плата (в виде различных материальных ценностей, позднее - в денежной форме), которую жених, его семья или родственная группа дают семье или родственной группе невесты (например, вено - у славянских народов, калым - у тюркских, лоболо - у народов нгуни в Южной Африке и т.п.). Брачный выкуп уплачивается при помолвке, вступлении в брак или в течение какого-то времени после заключения брака.

Брак (НиРМ, 2000)

БРАК, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак - всегда институт социального договора. Универсальные функции Брака - упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов.

Бикультурализм

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ (культурный дуализм, двухкультурность), состояние одновременного и полноценного владения двумя и более культурами. Бикультурализм может быть как групповым, так и индивидуальным. Бикультурализм возникает в результате этнокультурного взаимодействия в форме как прямого заимствования, так и непрямого (опосредованного) стимулирования или воздействия. Бикультурализм, как правило, сопровождается двуязычием.

Аккультурация (НиРМ, 2000)

АККУЛЬТУРАЦИЯ. 1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного. В последнем значении термин «Аккультурация» широко бытовал в англоязычной, преимущественно американской этнологии в 1930-40. Понятие «А.» тщательно разрабатывалось такими исследователями как Р. Рэдфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц.

Культурология

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - учение о культуре. Развернутое определение К. может быть дано исходя из конкретного понимания культуры. Культура исторична и творима, является совокупностью созданных человеком исторически зафиксированных и уникальных артефактов. В то же время она включает в себя динамическую компоненту — спектр творческих актов («культура как плодотворное существование» — Б. Пастернак), существующих как в синхронном,так и ди- ахронном историческом пространстве — времени. Культура в целом является диалогом локальных культур. Специфика К.

Игра (Кузнецов)

ИГРА — одно из ключевых понятий культурологии XX в. Центральной темой И. становится у И. Хейзинги, в феноменолого-герменевтическом направлении (М. Хайдеггер, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет), аналитической философии (концепция языковых игр Л. Витгенштейна) и ряде других направлений. Внимание к феномену И. связано прежде всего с отказом от понимания человека как свободного, независимого от мира наблюдателя, соотносящего себя с ним лишь через теоретические модели (см. Идеал научности). Человеческое отношение к миру не ограничивается только рациональным конструированием; соответственно утилитарные и прагматические понимания И. (И. как способ научения «обращению» с миром) не исчерпывают ее. Особая связь человека с миром состоит в том, что понимание мира является для человека одновременно самопониманием, таким образом в И. выражается понимание человеком мира и себя. При этом И., во-первых, втягивает в себя игроков помимо их воли, преображает их; во-вторых, не может быть объяснена извне: смысл ее — она сама, цель ее — она сама…

Культурология

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования – «философия культуры». Наряду с философией, феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии).

Subscribe to RSS - Культурология
Яндекс.Метрика