Контркультура

КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в современной социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господствующей буржуазной культуре. В 60—70-х годы понятие контркультура получило специфическую трактовку как наименование идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления контркультуры выглядели как истерическое отрицание культуры, т. е. как антикультура, в целом контркультура этого периода отразила стихийный бунт мелкобуржуазного сознания против ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократический варианта буржуазной культуры. Отсюда полемическая заострённость контркультуры против идеалов мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравственного ригоризма, социального конформизма и т. п., а также против «абсолютистских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого контркультурой «массового образа жизни». Контркультура ратует за создание «нерепрессивного» общества, которое бы открывало перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свободных от диктата внешней необходимости и меркантильного интереса отношений с другими людьми и природой. Контркультура отводит природе особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное начало, источник естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной» пустыне как воплощению искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека получает в контркультуре внесоциальную трактовку, а социально-политическая революция отвергается как «не отвечающая» условиям высокоразвитого капитализма, формирование свободного общества связывается в контркультуре прежде всего со становлением «новой чувственности», высвобождением подсознательных сил и влечений, развитием «внутреннего опыта» и «религиозным обновлением», истолковываемым в мистическом духе. Средства достижения поставленных целей — употребление наркотиков, религиозный экстаз, неформальные связи между людьми, объединёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.

В контркультуре 60—70-х годах нашла отражение присущая современному капитализму дегуманизация общественных отношений, связанная с фетишизацией науки и техники, бюрократизацией общественной жизни, ростом отчуждённости индивида от общества, кризисом институтов социализации и некоторыми другими явлениями, наиболее остро прочувствованными молодёжью из средних слоев. Вместе с тем контркультура явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к формированию анти-буржуазных ценностей, имеет эзотерический характер и не являет собой реальной практической альтернативы господствующей буржуазной культуры. Некоторые её элементы со временем сами становятся частью «культурного истэблишмента» и служат средством манипулирования общественностью в руках господствующего класса.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Примечания «ПК»

* — «…установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господствующей буржуазной культуре…» — Сегодня, в третьем десятилетии XXI века, представляется, что подобный взгляд является ошибочным. Контркультура изначально не была оппозиционной к господствующей буржуазной культуре, а как раз наоборот, наряду с наблюдаемой советскими аналитиками официальной культурой контркультура была такой же «законной» частью культуры буржуазного общества – актуальным инструментом управления обществом. На поверку, более актуальным и эффективным, чем  традиционная культура.

Литература:

3амошкин Ю. Α., Μοтρошилова Н. В., Некоторые современные тенденции в развитии сознания амер. «новых левых», в кн.: Исторический материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Мельвиль А. Ю., «Контркультура», ее эволюция и ее современные критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Давыдов Ю. Η., Ρоднянская И. Б., Социология контркультуры. Критический анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections on the technocratic society and its youthful opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and transcendence in postindustrial society, Garden City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the breaking point, Boston, {1970]; Diсkstein M., Gates of eden. American culture in the sixties, N. Υ., [1977].