Исихазм

Исихазм (Маслин, 2014)

ИСИХАЗМ (от греч. ήσυχία - покой, тишина, безмолвие, отрешенность) - течение мистического православия, распространенное в основном в Византии, направленное на очищение сердца, его воспламенение благодатью и обожение. Восточная Церковь различает в Боге непознаваемую и неприступную природу и ее внешние энергии, которые могут восприниматься миром и человеком. Св. Дионисий Ареопагит называл их «лучами Божества», а св. Григорий Палама—«нетварным светом» или «благодатью». Благодать же обоживает, а на пути обожения одно из главных средств - молитва.

Исихастское движение, мистики

Исихастское движение, захватившее церковную жизнь Византии XIV века, выставило также целый ряд писателей с той или другой стороны, начиная с основателя исихазма на Афоне Григория Синаита. Духовный лидер исихастов Григорий Палама был также автором известного количества догматических сочинений и большого количества проповедей, шестьдесят шесть из которых были обнаружены в одном из монастырей области Метеора в Фессалии. [+1027] Литературная деятельность Никифора Григоры, непримиримого противника исихастов, уже обсуждалась.

Исихазм (Мчедлов, 1999)

ИСИХАЗМ — разновидность христианского мистического мировоззрения. Понятие «исихазм» происходит от греч. hesychia, что означает спокойствие, молчание, тишина и уединение. В широком смысле этот термин применялся для обозначения подвижничества восточно-христианских отшельников (аскетов и молчальников). Мистико-аскетическая традиция в монашестве сложилась в 4—6 веках. Соответствующая идеология была привнесена на Русь с переводами Синайского. Скитского и, возможно, Египетского патериков, появившихся в 11 веке.

Исихазм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ИСИХАЗМ (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — мистическое религиозно-философское учение, возникшее среди христианского монашества в Египте, Палестине, Малой Азии в конце III в. Возродилось в XIV в. в Византии (Григорий Синаит, Григорий Палама) В И. основной формой связи человека с Богом признается Его молчаливое созерцание. В начальный период распространения и укрепления И. он находился под определенным влиянием идей неоплатонизма, в частности идеи «развоплощения» человека, выхода его за пределы собственного тела.

Исихазм как неоднозначное понятие

ИСИХАЗМ — определение «исихазм» неоднозначно. Согласно, например, взглядам Иоанна Мейендорфа [183] И. - четыре не тождественных, но тесно связанных явления: 1) монашеско-отшельническая практика конца III—IV вв. в Малой Азии, связанная с полным уходом от мирской жизни; 2) психосоматический метод творения «Иисусовой молитвы»; 3) паламизм -система богословских понятий, выработанная Паламой в процессе полемики с Варлаамом и его учеником Григорием Акиндиным; 4) политический И. - социальная и культурная программа, проводимая с XIV в. некоторыми византийскими политическими деятелями. С.С.Аверинцев ([242], «Исихазм») понимает под И. аскетическую практику византийского монашества, оформившуюся к концу XIII в., и паламизм. В центре системы мира св.Григория Паламы — Бог, надбытийный, надсущностный, невидимый, непознаваемый и неназываемый, высшее благо и форма форм (Палама в этом следует неоплатоникам). В мире Бог проявляется лишь через свои действия - энергии, которые не есть его ипостаси, не сущность и не природа Бога, но не сотворены и вечны, так как они - сущее в Боге, источник и причина всего тварного. Человек, по Паламе, имеет тело и душу, «царя тела»…

Исихазм во времена Византийской империи

ИСИХАЗМ — от греч. «безмолвие»; мистическая практика духовного созерцания Бога, являющаяся практическим применением умного делания, прежде всего в форме безмолвной покаянной молитвы. Теория исихазма и внешние приемы этой практики были подробно разработаны в XI в. Симеоном Новым Богословом. В дальнейшем они применялись афонскими монахами-подвижниками. Главным учителем и защитником исихазма был Григорий Палама, прежде всего в написанных им «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» (1338).

Исихазм (Кузнецов, 2007)

ИСИХАЗМ (от греч. ήσυχία — тишина, молчание) — мистическое направление в православии. Окончательно сформировавшись к XIII в., учение исихастов принадлежит аскетическому учению Восточной церкви и восходит, без сомнения, к глубокой древности, хотя в письменном виде как наука внутренней молитвы была изложена только в начале XI в. в трактате, приписываемом Симеону Новому Богослову, а также в специальных сочинениях Никифора Исихаста и особенно св. Григория Синаита, восстановившего практику внутренней молитвы на Афоне в начале XIV в.