Исихазм как неоднозначное понятие

ИСИХАЗМ — определение «исихазм» неоднозначно. Согласно, например, взглядам Иоанна Мейендорфа [183] И. - четыре не тождественных, но тесно связанных явления: 1) монашеско-отшельническая практика конца III—IV вв. в Малой Азии, связанная с полным уходом от мирской жизни; 2) психосоматический метод творения «Иисусовой молитвы»; 3) паламизм -система богословских понятий, выработанная Паламой в процессе полемики с Варлаамом и его учеником Григорием Акиндиным; 4) политический И. - социальная и культурная программа, проводимая с XIV в. некоторыми византийскими политическими деятелями. С.С.Аверинцев ([242], «Исихазм») понимает под И. аскетическую практику византийского монашества, оформившуюся к концу XIII в., и паламизм. В центре системы мира св.Григория Паламы — Бог, надбытийный, надсущностный, невидимый, непознаваемый и неназываемый, высшее благо и форма форм (Палама в этом следует неоплатоникам). В мире Бог проявляется лишь через свои действия - энергии, которые не есть его ипостаси, не сущность и не природа Бога, но не сотворены и вечны, так как они - сущее в Боге, источник и причина всего тварного. Человек, по Паламе, имеет тело и душу, «царя тела». И если душа впадает в зло, она гибнет, ибо Зло, являясь альтернативой Богу как Благу, Добру, Свету, - смерть. Вслед за мистиком X-XI вв. Симеоном Новым Богословом Григорий учил, что души, исполнившиеся добра, чистые (в первую очередь, души святых), могут приблизиться к Богу и особой функцией, дарованной человеку, - «духовным разумом» - узреть его энергии (например, Фаворский свет, явленный апостолам). Как один из путей к такому очищению Григорий признавал безмолвную молитву, исихию. Развивал Григорий и тезис христианских писателей об «обожении» человека, о том, что человек призван спасти мир так же, как Христос спас человечество. Среди позднейших исследователей, к сожалению, нередка та ходульная формула, что исихазм вел к полному уходу от мирской жизни, пассивности, и что чуть ли не обезоруживающему его влиянию следует приписать быстрые успехи османов. Это далеко не так. И сам Палама, и его последователи ясно учили, что спасти и очистить душу возможно не только монаху, но любому - лишь бы искренне стремиться к высшему. Активная жизнь могла и не быть тому помехой. Пример такого деятельного исихазма (кроме самого Паламы) - император Иоанн VI Кантакузин.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997.

Литература

183. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Т. 29, 1974.

Понятие: