Исихазм во времена Византийской империи
ИСИХАЗМ — от греч. «безмолвие»; мистическая практика духовного созерцания Бога, являющаяся практическим применением умного делания, прежде всего в форме безмолвной покаянной молитвы. Теория исихазма и внешние приемы этой практики были подробно разработаны в XI в. Симеоном Новым Богословом. В дальнейшем они применялись афонскими монахами-подвижниками. Главным учителем и защитником исихазма был Григорий Палама, прежде всего в написанных им «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» (1338). Эта духовная практика включает в себя две составляющих: сосредоточение ума на сердце, в глубине которого находится душа, и заполнение очищенной от посторонних помыслов души Иисусовой молитвой. Таким способом достигают обретения Царства Божия внутри себя — обожения и узрения Фаворского света, который видели апостолы на горе Фавор во время Преображения Господня. Православность учения Григория Паламы окончательно засвидетельствована на Влахернском соборе 1351 г.
См. также Нетварные энергии и Фаворский свет.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 433.