Шастра

ШАСТРА (от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т. е. как бы «законодательство (в сфере знаний)») — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от «искусств и умений» (кала, видья) освоение шастры требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII веков разделения на теоретические трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму шастры. В основу шастры как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст (сутры; карики — в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в шастре. Затем в ходе веков в некоторых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов.

В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бывают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пишут основные тексты заново. Язык шастры — крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка шастры надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание шастры в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших шастр, помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-шастра); законоуложения (дхарма-шастра); эротика (кама-шастра).

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 457-458.

Понятие: