Теология (Ильичёв, 1983)

ТЕОЛОГИЯ (греч.  εολονία, от  eóς - бог и  λόγος; — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, достроенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии — концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистической тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата (сравните неоплатонический термин «единосущный» в христианском «символе веры»), она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям; разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он только принимает и разъясняет «слово божие». Теология авторитарна; в этом смысле она отлична от всякой автономной мысли, в том числе философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний — философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл теологией ещё Аристотель — синоним «первой философии», или метафизики); верхний уровень — не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида теологии получили обозначение «естественной теологии» и «богооткровенной теологии». Такая структура теологии наиболее характерна для традиционных доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический «опыт», запечатленный в предании, определяет облик православной теологии: единое предание не позволяет ни «естественной теологии», ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская теология иногда тяготела к отказу от понятия «естественная теология»; в 20 веке такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести теологию из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии «естественная теология» резко разошлись ведущие представители диалектической теологии — К. Барт и Э. Бруннер.

Догматическое содержание теологии понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историческому изменению. В наиболее консервативных вариантах теология, особенно в католической схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только «слову божию», но и основным тезисам «естественной теологии»: рядом с «вечным откровением» встаёт «вечная философия» (philosophia perennis). На переходе от средневековья к новому времени оппозиционные мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох теологии вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматических формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от общественного развития на современном этапе, превращением в духовное «гетто», модернизм, связанный с «обмирщением» религии,— разрушением её основных устоев. Подобные тенденции есть также в истории теологии всех вероисповеданий. Современный кризис теологии существенно глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы теологии, оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в обществ. сознании и обществ. психологии.

Теология невозможна вне  социальной  организации  типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской  общины, понятие «слова божия» теряет смысл вне понятия «народа божия» как адресата «слова». Это выражено в словах Августина: «Я не поверил бы и Евангелию, если бы меня не побуждал к  тому  авторитет  вселенской церкви».  Попытка протестантизма отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить теологию её институционального характера как вероучения,  обращённого от тех,  кто  «поставлен» в церкви учить членов  церкви,  к  этим  поучаемым.   Сущность теологии как мышления внутри церковной организации и в подчинении её авторитетам делает теологию несовместимой с  принципами  автономности  философской  и  научной  мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения не только материалистические, но и некоторые направления идеалистической философии формировались в более или менее антагонистическом отталкивании от теологии и создали богатую традицию её критики. Эразм Роттердамский критиковал теологию как сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской «философией Христа». Буржуазный прогресс стимулировал подчёркивание практической бесполезности теологического умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика теологии обосновывалась также критикой Библии как основы теологии; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень антитеологической мысли был достигнут Фейербахом, поставившим вопрос о теологии как отчуждённой (см. Отчуждение) форме человеческого сознания и систематически истолковавшим теологический образ бога как негативный и превращённый образ человека. Подытоживая наследие наиболее непримиримой критики теологии со времён Просвещения, марксистский атеизм анализирует теологические построения как отражения антагонистических социальных отношений, подчиняющих человека нечеловеческому началу.

С.С. Аверинцев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: