Осевое время (Чубарьян, 2014)
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» (нем. Achsenzeit) - теория осевого времени была сформулирована немецким философом К. Ясперсом (1883-1969) в его широко известной книге «Смысл и назначение истории». Этим термином К. Ясперс обозначил переломный период в истории, когда мифологическое мировоззрение перестало быть безусловно доминирующим, и ему на смену пришли разные мировоззренческие системы, имевшие в качестве общей характеристики нарастающий алгоритм рационально-философского освоения мира и человека (что вместе с тем не исключало напрочь миф). Эти системы (конфуцианство, даосизм, легизм, буддизм, зороастризм, античная философия, иудаизм) неслучайно сформировались, полагал философ, в промежуток времени между 800 и 200 годами до н. э. К. Ясперс так формулировал исторические предпосылки идеологических трансформаций «осевого времени»: «...общие социальные условия... благоприятные для духовного творчества: многочисленные мелкие государства и небольшие города; политически раздробленная эпоха с повсеместной борьбой; нужда вследствие революций рядом с благополучием, так как нигде не имело места всеобщее и полное разрушение. Ставятся под вопрос сложившиеся формы жизни». При всей расплывчатости этого объяснения, очевидно, что именно в это время мир-система претерпевает радикальные цивилизационные изменения - существенно вырастает уровень урбанизации, возникают новые «вызовы» в сознании людей, «ответом» на которые является рост грамотности и рационально-интеллектуальной оснастки сознания человека. Словом, в перспективе прорастают те черты, которые в трансформированном виде характеризуют современный тип сознания. Некоторые доосевые цивилизации (древнеегипетская, ассиро-вавилонская) по целому ряду причин не смогли претерпеть подобного рода изменений и исчезли в водовороте мировой истории.
И. Ю. Николаева
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 361-362.
Литература:
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. С. 32-50.