Легизм

Легизм Хань Фэй-цзы

Последним наиболее ярким из числа признанных теоретиков легизма был Хань Фэй-цзы (288-233 годы до н. э.). Он родился в царстве Хань, принадлежал к высшей знати и, по словам Сыма Цяня, был родственником правителя [Вяткин, т. VII, с. 40]. С юности он проявлял большие способности, изучил идеи своего соотечественника Шэнь Бу-хая, а также был хорошо знаком с учением и реформами Шан Яна. Хань Фэй-цзы был умным, эрудированным человеком, обладал явно выраженными творческо-исследовательскими наклонностями.

Хань Фэй, отмечает Сыма Цянь, был заикой («страдал дефектом речи») и потому предпочитал не говорить, а писать. Он написал один из наиболее интересных и весьма объемистых позднечжоуских трактатов, названный его именем и состоящий из 55 глав...

Легизм рыночной экономики в «Гуань-цзы»

Понятие легизма ассоциируется прежде всего с идеями и реформа[1]ми Шан Яна и с царством Цинь. Но в период Чжаньго реформаторов легистского толка можно было встретить и в других основных царствах (напомню, их было семь), поскольку легизм как некий сложный комплекс разного рода идей и реформ сумел дать наиболее адекватный ответ на вызов эпохи. Одним из них было царство Ци, экономически наиболее развитое и во времена Шан Яна (да, видимо, и позже) едва ли не самое богатое и процветающее.

Ранние легисты (Ли Куй, У Ци)

Первым из числа тех, кого специалисты склонны отнести уже к сформировавшейся школе фа, считается Ли Куй (или Ли Кэ). Время его жизни приходится на вторую половину V и начало IV в. до н.э. Он служил в царстве Вэй при знаменитом правителе Вэнь-хоу (424387 гг. до н.э.) и его сыне У-хоу (386-371 гг. до н.э.). Об этом реформаторе уже шла речь в связи с проблемой урожайности и продажи зерна крестьянами на рынке. Подсчеты Ли Куя были лишь одним из элементов его административно-реформаторской деятельности, которую он, судя по данным более поздних источников, осуществлял в своем царстве, когда возглавил там аппарат власти. Скудные сведения о нем есть у Сыма Цяня [Вяткин, т. VI, с. 82-84]...

Предыстория легизма

Предтечами легизма как доктрины в синологии привычно считаются министры-реформаторы периода Чуньцю, начиная с Гуань Чжуна. Конечно, реформы осуществлялись и в западночжоуском Китае, особенно ощутимо при Чжоу-гуне и во времена Ли-вана и Сюань-вана. Однако в те отдаленные времена о создании системы законов не могло быть и речи. Общество не было достаточно развитым и подготовленным для этого. Реформы в западночжоуском Китае сводились в основном к легитимизации власти центра и отстаиванию ее прерогатив в условиях, когда окрепшие вассалы начали бросать открытый вызов сыну Неба.

Легисты или Фа-цзя (Васильев, 2006)

ЛЕГИСТЫ (ФА-ЦЗЯ) В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ МЫСЛИ. Третьей после конфуцианства и моизма известной древнекитайской школой идей был легизм. Этот термин несколько условен, и его не следует полностью связывать с латинским корнем lex. Правильней было бы использовать китайское наименование этой школы — фа-цзя (школа закона). Однако термин «легизм» в современной синологии устоялся уже достаточно давно *. Чем, собственно, китайские легисты отличаются от римских законников?

Легизм (НФЭ, 2010)

ЛЕГИЗМ (legisme, legalism) – принятое в западной науке обозначение школы фа цзя – «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли (от лат. lex, родительный падеж, legis – закон). Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).

В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие от ли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии с потребностями момента...

Фацзя (Подопригора, 2013)

ФАЦЗЯ, «законники», легисты — древнекитайская школа политической мысли, возникшая в середина IV в. до н. э. Основные ее принципы сформулированы в трактате «Книга правителя области Шан», составленном в III в. до н. э. последователями и единомышленниками политического деятеля Шан Ян (IV в. до н. э.). Появление школы Фацзя связано с образованием на территории Китая больших царств, перед правящими слоями которых стояла задача создания четко работающего и дисциплинарного государственного аппарата, готового выполнить любой приказ деспота.

Фацзя (Фролов, 1991)

ФАЦЗЯ (легисты, «законники») — одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае. Видные представители Ф — Шан Ян (390—338 до н. э.), Хань Фэй (288—233 до н. э.) и др. Сторонники Фацзя, выражая интересы новой знати, разбогатевшей от развития меновых отношений, вели решительную борьбу против пережитков родового строя и общинно-патриархальных традиций, за объединение страны и жесткую централизацию управления. Так, Шан Ян, осуществив ряд реформ в царстве Цинь, способствовал созданию первой китайской империи в конце 3 в. до н. э.

Легизм (Кузнецов, 2007)

ЛЕГИЗМ (от лат. lex — закон) — принятое в западной науке обозначение древнекитайского философского течения фа цзя («школа закона»). Основу доктрины Л. составляет положение об абсолютной роли в жизни общества унифицированного юридического закона. Основоположниками Л. считаются Гуань Чжун (ум. в 645 г. до н.э.), первый советник правителя царства Ци, и Цзы Чань (род. в 522 г. до н.э.), первый советник правителя царства Чжэн; предполагается, что они первыми воплотили в политическую практику основные элементы легистского учения. Суть Л.