Аморализм

АМОРАЛИЗМ (от греч. ά — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный), принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике аморализма может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории аморализм обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматические, конъюнктурно-политические, эстетические или же индивидуалистические соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.

Как сознательная жизненная позиция аморализма возникает с разложением родоплеменных отношений, отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиционных норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В античном обществе, когда резко ускоряется ломка традиционных родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, аморализм выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицательном отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты).

В дальнейшем аморализм становится характерным явлением классово-антагонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим аморализмом, а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип аморализма у некоторых идеологов молодой буржуазии и феодальной церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-баум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С середины 19 века в условиях духовного кризиса буржуазной культуры получают развитие идеи так называемого имморализма (например, у Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей нравственности, под которой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

В наиболее циничной и человеконенавистнической форме аморализм проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к аморализму ведёт всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, например, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Tags: 
Понятие: