Учение школы Дзёдзицу
Дзёдзицу-сю считается дочерней по отношению к Санрон-сю школой. Канонический текст — трактат индийского буддийского философа Харивармана (III— IV вв.) «Дзёдзицу-рон» («Рассуждения о достижении истины (или истинного)»), сохранившийся только в китайском переводе. Надо сказать, что учение Дзёдзицу популярностью в Японии не пользовалось и, судя по списку доктринальной литературы японских буддийских школ, помещенном в Приложении к «Дай Нихон буттё дзенсё» (ДНБДС), никто из японских авторов не толковал философские и догматические положения Дзёдзицу-сю. Тем не менее сказать несколько слов о центральных идеях школы, безусловно, стоит.
Подобно мадхьямикам, Хариварман указывал на относительность любых определений, используя для этого категорию шунья. Однако он признавал наличие «действительно [существующих] дхарм», и выделение абсолютно реальных единичных сущностей, естественно, принижало функциональное значение концепции шуньяты, с одной стороны, и шло вразрез с общей логикой учения Нагарджуны — с другой. Согласно «Дзёдзицурон», все сущее образуется композициями 84 разновидностей дхарм (напомним, что в Куся-сю их насчитывается 75), среди которых имеются как условно реальные, так и истинно реальные.
Далее, Хариварман вводит в свою систему категорию «двух истин», но трактовка ее здесь также иная, чем у мадхьямиков. «Действительная истина» является у него синонимом нирваны и дхарм, за которыми признается реальное существование (см. [АБС, т. 1, с. 39]).
Учение Дзёдзицу-сю занимает промежуточное положение между махаяной и хинаяной. Хотя Хариварман и использовал ряд разработок шуньявады, общая направленность его доктрин хинаянистская. Неудивительно, что резкой критике их подверг основатель Саньлунь-цзун Цзицзан.
Цитируется по изд.: Буддизм в Японии. Отв. ред. Т.П. Григорьева. М., 1993, с. 60-61.