Кадариты (Шагавиев, 2020)
Краткое изложение взглядов кадаритов по вопросу предопределения.
Прежде чем перейти к рассказу об убеждениях кадаритов в том, что касается понимания ими вопроса предопределения и свободы воли, сделаем небольшое отступление в историю создания этого мазхаба.
В книге «Аль-маусу'а аль-'арабиййа аль-муйассара» дается такое определение мазхабу «аль-кадариййа»: «Аль-кадариййа» — это группа, появившаяся во времена таби'инов в омейядский период. Она возникла в качестве оппонента известному течению аль-джабриййа, утверждая в противовес последователям Джахма ибн Сафвана (основателя аль-джабриййи) постулат об абсолютной и ничем не ограниченной свободе воли человека.
Надо добавить к этому, что название аль-кадариййа происходит от термина «аль-кадар» (предопределение). В данном случае имеется в виду, что последователи этой школы не утверждали веру в «аль-кадар», а напротив, отрицали, что Аллах знает о вещах до того, как они получат свое бытие в объективном мире. Именно по этой причине это течение и называют кадаритами. Таким образом, на языке философов они выступали против детерминизма и фатализма.
Основал данный мазхаб Ма'бАд ибн Халид аль-Джухани, он был первым человеком, подробно затронувшим вопросы аль-кадар в Исламе. Отметим, что, несмотря на свою ересь с точки зрения суннитов, Ма'бАд был «садуком», правдивым передатчиком хадисов Посланника Аллаха. Существует мнение, что его впоследствии убил аль-Хаджадж, и есть версия, что он был казнен в Дамаске в 80-м году по хиджре амиром 'Абдаль-Маликом.
После смерти Ма'бада ибн Халида аль-Джухани это учение было продолжено самым знаменитым его учеником, Гайляном (Гиляном) ад-Димашкы, относящимся к четвертому поколению (ат-табака) му'тазилитов.
Гайлян также был казнен амиром Хишамом ибн 'Абдаль-Маликом в 110-м году по хиджре.
В книге «Аль-када' валь-кадар 'индаль-муслимин» доктора Исма'ила аль-Карни перечисляются следующие мнения кадаритов в части предопределения и свободы человеческой воли:
Кадариты утверждают, что все доброе и хорошее в мире следует относить к проявлениям Воли Аллаха, а все злое и плохое в мире следует считать проявлением человеческой воли и действия.
Кадариты утверждают, что Аллах полностью предоставил человека в распоряжение его свободной воли, так что он (человек) в силах сам творить добро без какой-либо помощи со стороны Аллаха.
А также они считают, что индивид имеет силу сам создавать собственные действия из ничего. Поэтому совершение добра и хороших поступков осуществляется через свободную волю и силу человека, так же, как и сотворение зла или оставление его происходит через свободный выбор человека, и нет у Аллаха какой-либо власти над человеком через предопределение.
Аллах, согласно мнению кадаритов, наделил индивида полной и совершенной силой для того, чтобы уверовать в Него. Поэтому как награда, так и наказание человека обусловлены этой совершенной силой, данной Аллахом.
Некоторые кадариты отрицают предвечное знание Аллаха о вещах до того, как те получат свое бытие. А другая группа кадаритов отрицает наличие у Аллаха таких сыфатов, как Могущество (аль-Кудра) и Знание (аль-'Ильм).
Некоторые кадариты отрицают возможность создания Аллахом ребенка, родившегося от прелюбодеяния. Также они отрицают, что Аллах знает о нем (ребенке от прелюбодеяния) и желает его сотворения. Эта группа кадаритов утверждает также, что «харам» (запретное) является «ризком» (пропитанием, даруемым Аллахом).
Другая группа из них утверждает, что Аллах предопределил для людей пропитание (ризк) и смерть, которые случаются в строго определенное время. Однако если кто-либо из людей, исходя из своей свободной воли, убьет другого, то тем самым он ускорит его смерть, нарушив таким образом предопределение Аллаха (в том, что касается смерти этого человека в срок, который определил Аллах, и получения убитым пропитания в срок, который Он предопределил).
В заключение отметим, что хотя кадаритов не следует путать с му'тазилитами, из-за того что, как указывает шейх Са'ид Фуда, му'тазилиты не разделяли убеждения кадаритов относительно того, что Аллах не знает о вещах в предвечности, до того, как те получат свою реализацию в обьективном мире, они (кадариты) являются прямыми предтечами му'тазилитов, потому что так же, как му'тазилиты, утверждали, что индивид сам творит свои поступки. Именно по этой причине такие 'алимы, как имам Абу Мансур аль-Багдади, автор «аль-Фарк байн аль-фирак», называют му'тазилитов кадаритами.
Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание. – Казань, 2020, с. 111-113.