Маздакитское движение

МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. На рубеже V—VI вв. Иран потрясло широкое народное движение, идейным вдохновителем которого был Маздак. Источники считают его еретиком-мобедом. В учении Маздака различают две концепции: религиозную и социальную. Как вероучение маздакизм синкретичен. Он объединил элементы зороастризма, манихейства, философских учений эллинистического мира и христианских сект. Из зороастризма маздакиты заимствовали дуализм. В отличие от манихеев маздакиты наделяли царство света (добра) качествами воли и разума, а царство тьмы (зла) — качествами стихийности и неразумности. Это создавало предпосылку для более активного политического действия. Социальная концепция маздакизма сводилась к следующему: существующие в мире неравенство и несправедливость — творение злого начала; царство разума и справедливости можно построить на всеобщем равенстве и уравнительном распределении благ (так как все люди имеют равное право на любое имущество); пролитие крови — грех, если оно не направлено против царства зла. Последний тезис оправдывал народные восстания против угнетателей и эксплуататоров.

Почва для массового народного движения была подготовлена интенсивностью процесса феодализации и хозяйственными трудностями. Во второй половине V в. значительная часть свободных общинников уже превратилась в зависимых. Их выступление под знаменем новой религии в косвенной форме означало стремление к возрождению свободной сельской общины. Наряду с крестьянством, которое составило главную силу, в движении приняли участие и другие социальные низы населения: рабы, ремесленники и др., недовольные сословной дискриминацией. Брожение широких масс особенно усилилось к концу V в. Стихийные бедствия — засуха, недород, налеты саранчи — привели к голоду, послужившему непосредственным поводом к восстанию 491 г. Восставшие потребовали открытия государственных амбаров с зерном, что и было сделано, но предотвратить развитие конфликта правительство не могло. Народ врывался в дома состоятельных людей, грабил их имущество, уводил многочисленных жен и наложниц из богатых гаремов. Лозунг общности жен, выдвинутый маздакитами, означал стихийный протест против сословных перегородок. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущественный и моральный ущерб знатным родам и зороастрийскому духовенству.

В развитии движения можно отметить два этапа: до 496 г., когда оно поощрялось шахом, и с 499 по 529 г., когда шах отказался поддерживать маздакитов. Вступив на престол в 488 г., Кавад сделал Маздака своим советником. С помощью маздакитов он рассчитывал ослабить знать и обуздать жречество, вмешательство которых в государственные дела зашло слишком далеко. Однако противники в 496 г. взяли верх, и Каваду пришлось бежать к царю эфталитов Ахшунвару. Породнившись с ним, шах вернулся в Иран с иноземным войском и в 499 г. вновь овладел троном. Кроме эфталитов его поддержала часть знати и царский род. Самых опасных противников он казнил, с Другими смог договориться. Успехи в военных действиях (война с Византией 502—506 гг., поход в Армению) способствовали обогащению войска, пополнению казны, укреплению авторитета Кавада. Теперь он уже не нуждался в поддержке маздакитов; в новых условиях политика шаханшаха была направлена на их ослабление. Окончательную расправу с ними произвел с одобрения Кавада его сын Хосров в 529 г. Многие последователи Маздака были казнены, другие бежали на окраины страны и за ее пределы.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 116-117.

Понятие: