Неотомизм (Орлов, 1985).
Среди этих течений [течений объективно-идеалистические трактовки человека – ред.] наиболее видное место занимает неотомизм, опирающийся прежде всего на идеи средневекового итальянского философа и теолога, основателя томизма Фомы Аквинского (1225—1274). С позиций неотомизма природа, иерархически построенная в порядке перехода от простого, несовершенного; к сложному, более совершенному, является результатом божественного творения, которое понимается как процесс «инкарнации» (воплощения) различных по степени совершенства душ или форм в материю.
Являясь официальной философией католической церкви, стремящейся сохранить свое влияние в изменяющемся мире в эпоху НТР и крупных социальных преобразований, неотомизм пытается максимально приспособиться к данным современной науки: он не оспаривает их непосредственного смысла, но дает им конечную религиозно-философскую интерпретацию. Так, французский неотомист Жак Маритэн (1882—1973) утверждал, что томистская философия будто бы помогает экспериментальным наукам осознавать их внутренние потребности, гарантирует автономию и сохранение специфики каждой науки и что ее метафизические разъяснения реальности не вносят в науку никаких внутренних деформаций, деспотически навязываемых опыту. Напротив, все другие современные философские системы: механицизм, монизм, психофизический параллелизм, картезианство, всеобщий эволюционизм и др. — навязывают науке «метафизические ошейники».
Цитируется по изд.: Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985, с. 11-12.