Педология (Кондаков, 2007)

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais — дитя и logos — слово, наука). Направление в психологии и педагогике, которое возникло в конце XIX века под воздействием эволюционных идей. Педология связана прежде всего с именем Ст. Холла, который в 1889 году создал первую педологическую лабораторию. В ее рамках работали Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прайер и др. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций. В рамках педологии был сформулирован ряд законов психического развития: закон специфичности детства; принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий; закон «динамогенеза» (всякое образование имеет свою логику развития); «ритмизация» развития ребенка (его неравномерность); биогенетический закон; закон оптимальной продолжительности подготовки (более продолжительные стадии способствуют в дальнейшем более быстрому продвижению). Применение педологии на практике, прежде всего в виде тестирования умственных способностей, часто сопровождалось ошибками (в частности, педагогическая запущенность принималась за слабоумие и в массовом порядке создавались спецшколы для «тупых»). В начале XX века педология получила широкое распространение в России, где педологические исследования проводились, наряду с другими, А. Б. Залкиндом, П. П. Блонским и Л. С. Выготским. В конце 1928 — начале 1929 года прошел первый педологический съезд, сформулировавший программу развития этого направления. Но все исследования были прерваны в связи с постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 1936 года.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 416.

Литература:

Прайер В. Душа ребенка, 1881; Болдуин Д. М. Введение в психологию. М., 1902; Мейманн Э. Очерк экспериментальной педагогики. М., 1922; Блонский П. П. Педология. М., 1925; Педология / Под ред. Г. Татулова, Р. Виленкиной. М.: Изд-во АКВ, 1932; Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, 1936; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Понятие: