Коллективное бессознательное (Юнг)

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это часть психики, которая должна быть существенно отделена от личностного бессознательного тем, что она, в отличие от последнего, не обязана фактом своего существования личному опыту и, значит, не приобретается в нем. Тогда как личностное бессознательное, по сути, образовано из того, что уже некоторое время присутствовало в сознании, потом исчезло, потому что или забыто, или искусственно вытеснено. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании, никогда не появятся из опыта, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Получается, что личностное бессознательное состоит преимущественно из комплексов, содержание же коллективного бессознательного образовано архетипами.

Понятие архетипа, которое должно обязательно увязываться с идеей о коллективном бессознательном, приводит к факту существования определяющих форм в психике. Такие формы, по-видимому, присутствуют всегда и везде. Мифологи называют такие структуры «мотивами», в психологии первобытности они напоминают о леви-брюлевской концепции «коллективных представлений», а в области сравнительной религии похожее определялось Юбером и Моссом * как «категории воображения». Адольф Бастиан ** назвал эти структуры «элементарными» или «предварительными» мыслями. Из всего сказанного, по крайней мере, понятно, что моя идея архетипа — буквально: предшествующей формы — не одинока, ее можно найти и узнать в других областях знания.

Моя гипотеза такова: в дополнение к сиюминутному сознаваемому, которое вполне соответствует личностной природе, имеющей, по нашему мнению, эмпирическое происхождение (даже если прибавить как аппендикс личностное бессознательное), я постулирую существование второй психической системы — системы коллективной, универсальной и надперсональной природы. Она одинакова для всех людей. Это — коллективное бессознательное, которое не меняется с жизнью человека; оно — врожденно. Коллективное бессознательное состоит из предшествующих, предполагающих форм — архетипов, которые лишь вторично могут осознаваться и которые придают определенную форму психическим элементам.

Примечания

*  А. Юбер, М. Мосс — французские структуралисты школы Дюркгейма. Работали в области сравнительного религиоведения. Предметом изучения были мотивы переживаний в различных религиях. М. Мосс — учитель известного французского философа-структуралиста К. Леви-Стросса. — Примеч. пер.

** Адольф Бастиан — немецкий врач, стал знаменитым этнографом, объездив множество стран. Основатель германской этнографии. Сформулировал мысль об общности психики для всех народов. — Примеч. пер.

Цитируется по изд.: К.Г. Юнг. Божественный ребенок. М., 1997, с. 151-152.