Конфуцианство и повседневная жизнь (Бертронг, 2004)
Конфуцианство всегда, как и в наши дни, представляло собой обширную взаимосвязанную систему философии, идеологии, ритуалов и обычаев, оказывавшую влияние на повседневную жизнь многочисленного населения Восточной Азии. Сейчас оно проникло и в другие части света. Хотя на Западе конфуцианство чаще всего воспринимают только как философское учение, все же правильнее видеть в нем всю совокупность духовной жизни многих поколений жителей Восточной Азии. Всевозможные сферы человеческой деятельности испытали на себе воздействие конфуцианства.
В различные времена и в различных государствах конфуцианство оставалось основным религиозным способом осмысления и практики; философским исследованием окружающего мира; этической теорией; образовательной программой; комплексом семейных и обще-
[5]
ственных ритуалов; эстетической теорией; философией истории; основой экономических построений; интеллектуальной питательной средой поэтов и художников; а также многим другим. К примеру, именно конфуцианству мы обязаны самыми обширными историческими записями в истории человечества — от самых первых цивилизаций до современности. Ученые-конфуцианцы занимались разработками в областях медицины и гидравлики, искусством выращивания карликовых растений и чудесных садов.
В Китае, Корее, Японии и Вьетнаме конфуцианство, развиваясь в ходе истории, сформировало мировоззрение, образ жизни, культурные традиции, которые живы и до сих пор. Конфуцианство уделяло внимание искусству, морали, религии, семейной жизни, науке, философии, управлению государством и экономике. Говоря кратко, конфуцианские ученые занимались всеми аспектами духовной и интеллектуальной жизни. Более того, конфуцианцы сыграли определенную роль и в распространении новых идей и изобретений. Их деятельность образует как бы каркас, на котором строятся все достижения цивилизации. Последователи Конфуция всегда обладали комплексным, целостным и органичным взглядом на общество, природу, человеческий характер, мысли и образ жизни. Очень интересно следить за тем, как одинаково конфуцианцы воспринимали свою «культуру», или Дао (Путь), на протяжении столетий, находясь на значительном удалении друг от друга.
Для нашей книги мы придумали идеальную конфуцианскую пару — мужа и жену. Ученый господин Ли и его супруга проживают в прекрасном, прославленном
[6]
своими культурными традициями городе Сучжоу (расположенном в Центральном Китае, к югу от великой реки Янцзы). Действие происходит в 1685 году. Супруги Ли представляют собой, что называется, «идеальный тип», или архетип, то есть обобщенный портрет супругов того времени, живших в согласии с конфуцианскими традициями. Мы использовали этот прием, чтобы показать, что конфуцианство во все времена было чем-то большим, нежели просто теория. Конфуцианство давало образец поведения, которому стремились следовать самые разные люди. При этом все они понимали конфуцианство исходя из собственного социального положения: так, супруги Ли могли полностью осознавать все правила и постулаты этого учения, тогда как представители крестьянского семейства на юго-востоке Китая имели лишь смутное представление о том, что такое конфуцианство. Однако, как мы увидим, конфуцианство оказывало влияние на образ жизни всех обитателей Восточной Азии. Конечно, в наибольшей степени его влияние на китайское общество проявлялось именно в ту эпоху, когда жили выдуманные нами супруги Ли, то есть в конце XVII века. В последние эпохи императорского Китая это учение переживало небывалый подъем, поэтому мы и решили прибегнуть к данному приему.
Выбрав 1685 год, мы можем рассмотреть конфуцианское общество в один из периодов его расцвета. В то время правил великий император Канси (1662—1723), который, хотя и происходил из благородного манчжурского рода, то есть родился за пределами собственно Китая, стал одним из самых замечательных правителей в истории этого государства. Его буквально оча-
[7]
ровьшал окружающий мир, и он стремился подчинить все благородным и гармоничным целям расширения своей империи. Какими бы ни были его идеалы и способы их достижения, достоверно известно, что Канси обладал весьма обширными познаниями в традиционной конфуцианской культуре. Приверженность Канси конфуцианству наглядно подтверждает тот факт, что конфуцианство к тому времени стало международным и межкультурным явлением. Вместе с тем в самом конфуцианстве происходили последние из больших философских перемен—в основном благодаря развитию прославленной школы «конкретного учения», или «учения о естестве». Представители этой школы критиковали своих предшественников эпох Хань, Сун, Юань и Мин; им удалось поднять основополагающие принципы конфуцианства на новую высоту.
Само слово «конфуцианство» — западный термин, но все признают, что основателем этого учения был Конфуций (551-479 до н. э.), по имени которого оно и названо. Учитель Кун, если называть его китайским титулом и именем, весьма удивился бы этому. Учитель Кун свято верил, что он восстанавливает учение древних мудрецов, а не основывает какое-то новое учение. Однако, как это часто случается в истории великих религий и культурных реформ, когда люди стремятся восстановить прошлое, они волей-неволей создают нечто новое. Так получилось и у Учителя Куна.
Учитель Кун столкнулся с большой проблемой. К его времени династия Чжоу явно пришла в упадок. И хотя эпоха Сражающихся Царств началась только после смерти Учителя Куна, он спрашивал себя,
[8]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[9]
каким образом можно восстановить былые порядки. Ответ казался простым: нужно изучать историю великих основателей династии Чжоу и, опираясь на их принципы, восстановить и спасти китайский мир.
[10]
Цитируется по изд.: Бертронг Д. и Э. Конфуцианство. М., 2004, с. 5-10.