Пифагореизм

Пифагорейская система (Целлер, 1996)

Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение, руководящие мысли которого, по-видимому, исходят от самого Пифагора, имеет в виду прежде всего порядок и гармонию, в силу которых совокупность вещей слита в прекрасное целое, в космос, и которые особенно отчетливо выступают в созвучии тонов и в правильном движении небесных тел. В качестве математиков, пифагорейцы замечают, что эта гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях: число, по Филолаю...

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ – одно из влиятельных течений античной мысли. Его зарождение связано с приездом Пифагора в Кротон около 532 года до н.э. и основанием политического сообщества (гетерии). Эта гетерия, ставшая вместе с тем ядром философской и научной школы, добилась политического господства в Кротоне, а в 1-й половине 5 века до н. э. аристократические гетерии пифагорейцев доминировали во многих полисах Южной Италии. В ходе демократического движения около 450 года часть пифагорейцев была убита, другие бежали в Грецию.

Пифагореизм (Грицанов)

ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную. Пероначально П. существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. до н.э. П. сближается с линией сократовско-платоновской философии. Последний крупный представитель П. - Архит Тарентский (начало 4 в. до н.э.). В 1 в.

Пифагореизм (Кириленко)

ПИФАГОРЕИЗМ — философско-религиозное учение в Древней Греции (VI—IV вв. до н.э.), исходившее из представления о числе как основном принципе существования мира. Свое название получило от Пифагора (около 571-497 г. до н.э.), основавшего в г. Кротоне «союз пифагорейцев». Сам Пифагор ничего не писал, учение его претерпело значительную эволюцию и окружено легендами. Известно, что он верил в метемпсихоз, переселение душ. Пифагор считал, что есть три образа жизни: божественный, человеческий и высший («подобный Пифагору»), целью которого является созерцание Блага.

Пифагореизм (Фролов)

ПИФАГОРЕИЗМ — течение в античной философии, восходящее к древнегреческому философу, математику и астроному Пифагору (2-я половина 6 в. до н. э.). Выделяют 4 этапа в развитии П.: 1) ранний, доплатоновский П. (конец 6 в.— середина 4 в. до н. э.): Пифагор, Гиппас, Филолай, Архит; 2) П. платоновской Академии (4 в. до н. э.): Платон, Спевсипп, Ксенократ; 3) эллинистический П. (конец 4 в.— I в. до н. э.): трактаты, приписывавшиеся Пифагору и другим ранним пифагорейцам; 4) неопифагореизм (1 в. до н. э.— 3 в. н.

Пифагореизм (Кузнецов)

ПИФАГОРЕИЗМ — древнегреческое религиозно-философское учение, получившее название от имени его основателя Пифагора (VI—V вв. до н.э.). Доксографы указывали на связь П. с египетскими верованиями и обрядами, вавилонскими мистериями, с зароастрийским культом. Под собственно П. понимают ранний П., который берет свое начало с момента основания в Кротоне пифагорейского союза, представлявшего собой одновременно религиозную общину, философскую школу и политическую партию. Союз состоял из «математиков», т.е. ученых, и «акусматиков» — слушателей учителя. Реконструкция учения раннего П. затруднена. Во-первых, потому, что учение это было «закрытым» (первое письменное изложение пифагорейской доктрины представлено у Филолая — современника Сократа), во-вторых, — из-за обилия псевдопифагореистических трактатов...