Пифагорейская система (Целлер, 1996)

Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение, руководящие мысли которого, по-видимому, исходят от самого Пифагора 1 ,имеет в виду прежде всего порядок и гармонию, в силу которых совокупность вещей слита в прекрасное целое, в космос, и которые особенно отчетливо выступают в созвучии тонов и в правильном движении небесных тел. В качестве математиков, пифагорейцы замечают, что эта гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях: число, по Филолаю (Fr. 11 у Stob. Ekl. I, 16, 20 W.), делает скрытое познаваемым, властвует над божественными вещами (т. е. мирозданием) и над делами людей над музыкой и ремеслом, - и не допускает лжи. В этом смысле все составлено по образцу чисел 2. Но для их еще неопытного реалистического мышления это положение тотчас же превращается в иное: число есть сущность вещей, все есть число и состоит из чисел; устранить лежащую здесь неясность и приписать пифагорейцам определенное различие между числами и распределенными в числовом порядке вещами значило бы не понимать своеобразия их воззрений 3.

Числа бывают четные и нечетные, и из этих частей составлены все отдельные числа. Нечетные числа суть те, которые полагают предел делению на два, четные — те, в которых этого предела нет. Отсюда пифагорейцы заключают, что нечетное и четное, или в более общей форме, ограничивающее 4 и неограниченное суть основные составные части чисел и всех вещей (πράγματα ἒξ ὦν συνἒστα ὂ κόσμος - «вещи, из которых составлен космос», Philol. Fr. 5). И так как ограниченное считалось у греков более совершенным, чем неограниченное и бесформенное, нечетное число — более счастливым, чем четное, то с этим соединилась мысль, что противоположность между ограниченным и неограниченным, лучшим и худшим проникает все на свете; и был составлен (вероятно, только более поздними пифагорейцами) список десяти основных противоположностей, гласивший следующее: 1. Ограниченное и неограниченное. 2. Нечетное и четное. 3. Единое и множественное. 4. Правое и левое. 5. Мужское и женское. 6. Покоящееся и движущееся. 7. Прямое и кривое. 8. Свет и тьма. 9. Добро и зло. 10. Квадрат и прямоугольник.

Ввиду этой антагонистичности последних основ необходим, однако, принцип, который соединял бы противоположное, и этот принцип есть гармония, как «единство многообразного и согласование двойственного». Поэтому, если все называется числом, то можно также сказать, что все есть гармония; при этом, однако, в силу господствовавшей в пифагорейской школе неясности мысли, самое конкретное отождествляется с самым общим, символ — с выражаемым им понятием; и потому пифагорейцы не отличали отчетливо гармонию в космическом смысле от музыкальной гармонии, и вместе с тем от октавы, которая также называлась «гармонией».

Цитируется по изд.: Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996, с. 52-53.

Примечания

1. Состояние наших источников не дает возможности с достоверностью установить, какие отдельные учения школы должны быть приписаны ее основателю. Но Виндельбанд, в своей «Истории древней философии», заходит слишком далеко, совершенно исключая Пифагора из числа подлинных философов и считая его только морально-религиозным реформатором (как это еще до Виндельбанда полагал Брандис). По существу на точке зрения Виндельбанда стоит Burnet, Early greek philosoph., стр. 89 и сл. и Dorling, Gcsch. d. gr. Phil. I, стр. 50 и сл. Последний различает и в пределах древне-пифагорейской школы еще четыре фазиса научного развития.

2. Arist. Metaph. I, b. 987 b. 11;  μιμήσἒι τά όντα  φασἰν ἒῖναι τὦν άριυμὦν («они говорят, что сущее основано на подражании числам»).

3. О первоначально арифметическом характере основных понятий пифагореизма см. «Phil. d. Gr.» I, стр. 378 и сл., где отвергаются противоположные воззрения Ritter' а, К. F. Herrmann' a. Rein hold' a. Brandis' а и др., по которым пифагорейцы первоначально понимали свои принципы геометрически или телесно. Недавно Burnet (ук. соч. стр. 300 и сл.) пытался снова укрепить эти воззрения.

4. Филолай по Aet. I, 3, 10 (Dox. 283) называл это начало πἒραῖνον («ограничивающее»); у Платона и Аристотеля вместо этого стоит πἒρας; («предел, граница»), πἒπἒρασμἒνον («ограниченное»), πἒρας ἒχον («имеющее предел»).

Понятие: