Пифагореизм (Кириленко)

ПИФАГОРЕИЗМ — философско-религиозное учение в Древней Греции (VI—IV вв. до н.э.), исходившее из представления о числе как основном принципе существования мира. Свое название получило от Пифагора (около 571-497 г. до н.э.), основавшего в г. Кротоне «союз пифагорейцев». Сам Пифагор ничего не писал, учение его претерпело значительную эволюцию и окружено легендами. Известно, что он верил в метемпсихоз, переселение душ. Пифагор считал, что есть три образа жизни: божественный, человеческий и высший («подобный Пифагору»), целью которого является созерцание Блага. В его школе I были две ступени: низшая (послушники-«акусматики») и высшая («математики»), Сообщаемое ученикам учение было эзотерическим, тайным, недоступным для непосвященных.

Центральным в П. было учение о числе как единой формообразующей сущности и структурном принципе бытия Космоса, Земли и всех проявлений человеческой жизнедеятельности. Учение имело философский, математический и музыкально-эстетический аспекты. Усматривая в числе сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из единиц бытия — «математических атомов», различные комбинации которых и образуют конкретные объекты. Сами числа пифагорейцами представлялись наглядно и материально: единица понималась как абсолютная и неделимая точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два — как уход в неопределенную даль, то есть как прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три — треугольник, образующий плоскость двух измерений и являющийся возвратом к определенности; четыре — пирамида, дающая представление о пространстве трех измерений.

Числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали «тетраксис», или четверку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетраксис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Все природные объекты виделись состоящими из четверок: четверка геометрических элементов — точка, линия, поверхность, тело; четверка физических элементов — земля, вода, огонь, воздух. Сумма чисел, образующих тетраксис, равная десяти (10=1+2+3+4), считалась священным числом и олицетворяла всю Вселенную. Число «десять» в европейском сознании и до сих пор является символом полноты, законченности.

В противоположности ограниченного и неограниченного пифагорейцы увидели аналогию с четными и нечетными числами. Эта противоположность отождествлялась с противоположностью со-вершенного и несовершенного, хорошего и дурного. Мировоззрение П. дуалистично: ограниченному, нечетному, совершенному и хорошему противопоставляется безграничное, четное, несовершенное и дурное. Подобно тому как оба принципа сливаются в единице, одинаково представляющей и четное, и нечетное число, точно так же в целом мире эти противоположности сливаются в гармонию. Мир есть гармония чисел: «все вещи суть числа». Вследствие этого мир математических форм представлялся высшей, первоначальной реальностью, а эмпирическая действительность являлась только ее «слепком». На основании теории числа в П. возникла идея Космоса (греч. kosmos — порядок) — мира как упорядоченного целого. Если число есть порядок (согласование предельных элементов с беспредельными) и число — универсальная основа всего существующего, то всё в мире упорядочено.

Примечательно, что отправным пунктом в пифагорейском учении о числе была музыка, именно в ней была обнаружена таинственная направляющая роль числа в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются в том случае, когда длина струны, издающей эти звуки, соотносится как целые числа «четверки» — 1:2; 2:3; 3:4. Это открытие вдохновляло Пифагора и его учеников на поиски новых числовых закономерностей в природе. Хорошо известна следующая идея пифагорейцев: небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер, дивные созвучия, не воспринимаемые нашим слухом, привыкшим к ним как к всегдашним». Призвание музыканта — услышать небесную гармонию и пробудить человеческие души, настроить их в соответствии с Космосом. В П. сложилась концепция музыкального «этоса» — врачевания небесных страстей, восстановления гармонии душевных способностей.

Философские, математические, эстетические идеи П. нашли свое продолжение в учении Платона, в творчестве скульптора и писателя Поликлета (V в. до н.э.), философа и музыканта Боэция. П. живет в философско-эстетических концепциях Средних веков, в наследии Возрождения, в частности в творчестве Данте Алигьери. Он нашел своеобразное воплощение в философско-эстетических проектах XX в. — в идее новой «мировой» музыки (К.-Х. Штокхаузен, Я. Ксенакис).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 277-278.

Понятие: