Старообрядчество

Раскол

Ожесточенная классовая борьба, развернувшаяся в России во второй половине XVII в., нашла отражение и в таком общественном движении, каким был раскол православной церкви. Буржуазные историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. В действительности раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.

Филипповцы

ФИЛИППОВЦЫ - одно из течений в старообрядчестве в России. Возникло в начале 18 веке на Севере Европейской России в среде черносошного крестьянства; основатель - беглый стрелец Филипп (1672-1742). В 1737 году филипповцы вышли из Выговской общины поморцев (см. Беспоповщина) и основали скит на реке Умбе в Карелии. Вероучение филипповцев сходно с вероучением федосеевцев, но проводится строже. Под давлением правительственных репрессий филипповцы были вынуждены применять самосожжение как средство по их убеждениям «соблюдения веры». Отличались фанатической нетерпимостью к другим направлениям раскола. В 1742 году скит филипповцев был окружен царскими войсками, Филипп и его последователи (70 человек) приняли «огненное крещение» и погибли...

Федосеевцы

ФЕДОСЕЕВЦЫ, феодосиевцы, - религиозно-оппозиционное течение в России, один из толков беспоповщины в расколе, возникший в конце 17 - начале 18 веков на Северо-Западе Европейской России среди старообрядцев - крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям (около Новгорода) Феодосий Васильев ( 1661-1711), из рода бояр Урусовых. Появление федосеевцев было выражением недовольства части старообрядцев политикой руководящих кругов беспоповщины (поморцы), которые приняли моление за царя, отошли от строгих правил старообрядчества. В 1706 году федосеевцы прекратили все отношения с поморцами. Первоначально федосеевцы отличались непримиримостью к крепостническому государству и проповедью строгого аскетизма. Они отвергали моление за царя и брак, считая, что наступило «царство антихриста» и продолжение рода человеческого преступно...

Праздники старообрядцев

Праздничный календарь старообрядцев (см. Старообрядчество) — поповцев и беглопоповцев — включает в себя все великие общеправославные праздники, а также подавляющее большинство средних и малых, за исключением тех, что были внесены в церк. календарь патриаршей («никонианской» — по терминологии старообрядцев) церковью после раскола в середины 17 века. Кроме того, Русская православная старообрядческая церковь (митрополия) особо чтит Неделю (т. е. Воскресенье) третью по Пасхе святых жен-мироносиц.

Старообрядчество (Маслин, 2014)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (староверие) - общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном, и пытающихся сохранить церковные установления и традиции древнерусской православной церкви. Среди старообрядчества сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых официально именует себя Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей - православными христианами.

Старообрядчество (Мчедлов, 1999)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО — совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церк. реформы. проведенные патриархом Никоном в середине 17 веке. Суть этих реформ, против которых выступали старообрядцы, сводилась главным образом к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, хождение вокруг церкви и аналоя против движения солнца, а не "посолонь", вместо 7 просфор стали употреблять 5, трехкратное повторение слова "аллилуйя" в пении ("трегубая аллилуйя") вместо двухкратной ("сугубой"), а также исправление церк. книг в соответствии с греческими образцами, изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным) и др. Противники нововведений расценили все это как "порчу веры", как дело антихристово. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста...

Старообрядчество (НФЭ, 2010)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО – приверженность части русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в середине 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей – православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы.

Старообрядчество (Беловинский, 2007)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - раскол, течение в православии, оппозиционное либо враждебное официальной «никонианской» Православной Церкви. Различия с государственной Церковью были чисто канонические и обрядовые (перстосложение при крестном знамении, количество просфор при литургии, хождение вокруг аналоя против солнца или посолонь, удвоение или утроение аллилуйи). Старообрядцы, или раскольники, также отрицали церковные книги и иконы, написанные после реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Раскол (Маслин, 2014)

РАСКОЛ - разделение русской церкви в XVII веке вследствие реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В строго богословском смысле употребление термина «раскол» здесь не вполне корректно, ибо в отличие от термина «ересь» в православии он означает отделение от церкви некоторой группы верующих не из-за несогласия в основных догматических вопросах, а вследствие каких-либо малозначительных формальностей, т. е. неподчинение высшей церковной власти, не связанное с отступлением от основ вероисповедания.

Спасово согласие (Беловинский, 2007)

СПАСОВО СОГЛАСИЕ - то же что спасовщина, нетовщина, одно из согласий старообрядческой беспоповщины. Признавая невозможность спасительных таинств и общественного богослужения, сторонники спасовщины возлагали надежду только на милость Спасителя и молитву ему. Согласие, зародившееся в конце XVII века, допускало возможность крещения и венчания в «никонианской» церкви. Спасовщина разделялась на ряд течений.— «По Спасову согласию Нефедыч был, а в том согласии крестят и браки венчают только у церковного попа великороссийского». П. И. Мельников-Пречерский. На горах.

Страницы