Старообрядчество (Мчедлов, 1999)

СТАРООБРЯДЧЕСТВО — совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церк. реформы. проведенные патриархом Никоном в середине 17 веке. Суть этих реформ, против которых выступали старообрядцы, сводилась главным образом к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, хождение вокруг церкви и аналоя против движения солнца, а не "посолонь", вместо 7 просфор стали употреблять 5, трехкратное повторение слова "аллилуйя" в пении ("трегубая аллилуйя") вместо двухкратной ("сугубой"), а также исправление церк. книг в соответствии с греческими образцами, изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным) и др. Противники нововведений расценили все это как "порчу веры", как дело антихристово. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действительная причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью Патриарха, а это наносило удар по соборности, но автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархическому государству. Возникновение старообрядчества явилось идеологическим выражением, обострения социальных противоречий, характерных для России 17 века. Социальная неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовитых бояр, богатых купцов и кончая крестьянством и городской беднотой, обусловила наличие в старообрядчестве большого числа группировок. Старообрядчество делится на 2 основных направления — поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий (Беглопоповцы, Белокриницкая иерархия, Единоверческая церковь, Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк, Страннический толк, Спасовский толк).

Сторонники старообрядчества ("раскольники") были прокляты на церковном соборе 1666—1667 годов. Указом от 1685 года старообрядцы были объявлены вне закона. Участие в расколе каралось Смертью.

Царское самодержавие вместе с официальной Православной церковью жестоко преследовали старообрядчество в течение почти всей второй половины 17 и первой половины 18 века, за исключением нескольких лет при Петре I, когда им были разрешены свободные богослужения при условии записи на "двойной оклад", т. е. при согласии платить двойные налоги (так называемые записные раскольники). Спасаясь от гонений, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России (в Поволжье, на Урал, в Сибирь) или даже за ее пределы: (в Польшу, Австрию, балканские страны, Германию, Турцию, Румынию), основывали там свои слободы, селения и скиты. Нередки были случаи самосожжения гонимых старообрядцев. Роль торгово-промышленных элементов в старообрядчестве к середине 18 века сильно возросла. В связи с этим государство, проводя политику поощрения торгово-промышленной деятельности, в 1762 году издало указ, разрешавший старообрядцам вернуться на родину и предоставлявший им при возвращении даже некоторые льготы. Опорными пунктами старообрядчества с того времени стали города, слободы и села в развивающихся промышленных районах. Главенствующее положение как центр старообрядчества с конца 18 века заняла Москва, где беспоповцы обосновались вокруг Преображенского кладбища, а поповны — вокруг Рогожского кладбища. Вторым по значению центром старообрядчества, преимущественно беспоповщины, стал Петербург.

С начала 19 века самодержавие вновь усилило давление на старообрядчество. В 30—40-х годах нередки были случаи насаждения "единоверия" среди старообрядцев при помощи военных отрядов. Многие старообрядческие монастыри и церкви были в то время разрушены или переданы "единоверцам". В связи с нехваткой священников в некоторых беглопоповских приходах их роль стали исполнять уставщики. Таким образом возникло "часовенное согласие", получившее распространение в Сибири.

В 1862 году группа сторонников белокриницкой иерархии выступила с "Окружным посланием", в к-ром провозглашала отказ от наиболее острых расхождений с офиц. православием по догматическим и обрядовым вопросам. В этом документе решительно осуждались крайние течения в старообрядчестве, идеи воцарения антихриста. В вину господствующей церкви ставилось лишь преследование старообрядцев за веру.

Основными центрами старообрядчества в конце 19 века были Москва, Гуслицы и Поволжье. В результате революции 1905 года старообрядчество получило некоторые права: оно могло строить церкви и молельни, а также открывать новые приходы и общины. В 1912 году, согласно переписи, в России насчитывалось свыше 2,2 млн старообрядцев. Однако эту цифру можно было бы увеличить в 1,5—2 раза. Старообрядцы имели накануне 1917 630 храмов, 3161 молитвенный дом, 73 скита и др. Было создано 99 старообрядческих школ.

В советский период старообрядчество вступило в полосу углубляющегося кризиса, характерными чертами которого было сокращение численности, исчезновение мелких толков и согласий, постепенное стирание граней между отдельными направлениями, процесс "обмирщения", утраты религиозной специфики.

В настоящее время последователей старообрядчества в России и за рубежом насчитывается около 2 млн человек. В Румынии имеется старообрядческая митрополия. Старообрядцы проживают также в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Ныне существуют, более 10 старообрядческих церквей, толков и согласий, действующих в России, на Украине и в Белоруссии, в прибалтийских государствах.

На 1 января 1996 года в Российской Федерации насчитывалось 164 зарегистрированных религиозных объединения старообрядчества, 5 религиозных центров и управлений, 156 религиозных обществ, 1 духовно-образовательное учреждение, 1 монастырь. Старообрядчество в основном исповедует русское население бывшего СССР. В 1971 году на Поместном соборе РПЦ была снята анафема на старообрядцев.

В. Ф. Миловидов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 495-498.