Федосеевцы
ФЕДОСЕЕВЦЫ, феодосиевцы, - религиозно-оппозиционное течение в России, один из толков беспоповщины в расколе, возникший в конце 17 - начале 18 веков на Северо-Западе Европейской России среди старообрядцев - крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям (около Новгорода) Феодосий Васильев ( 1661-1711), из рода бояр Урусовых. Появление федосеевцев было выражением недовольства части старообрядцев политикой руководящих кругов беспоповщины (поморцы), которые приняли моление за царя, отошли от строгих правил старообрядчества. В 1706 году федосеевцы прекратили все отношения с поморцами. Первоначально федосеевцы отличались непримиримостью к крепостническому государству и проповедью строгого аскетизма. Они отвергали моление за царя и брак, считая, что наступило «царство антихриста» и продолжение рода человеческого преступно. Деятельность федосеевцев была своеобразным выражением недовольства крестьян и горожан феодальной системой. Во 2-й половине 18 века федосеевцы становятся самым влиятельным и экономически сильным направлением в беспоповщине, отражавшим настроение выходцев из деревни, вовлеченных в процесс капиталистического развития; центр с 1771 года - община Преображенского кладбища в Москве. Основателем общины и ее первым наставником был И. А. Ковылин (1731-1809), промышленник и торговец из крестьян. Община принимала и беглых крепостных, особенно женщин. Ее руководители иногда выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев. Большинство членов общины работало на хлопчатобумажных мануфактурах и в мастерских в Лефортово и жило при них. В 1-й половине 19 века руководящее положение среди федосеевцев занимали крупные предприниматели (E. P. Гучков, Зимины и др.), воспитывавшие своих приверженцев в духе политической пассивности и враждебности к революционной борьбе. Элементы социального протеста в учении федосеевцев утрачиваются. В 1848 году федосеевцы признали моление за царя. Социальная дифференциация в среде федосеевцев привела к выделению самостоятельных организаций (рижские и польские федосеевцы – «новожены», которые признавали брак; «согласия» - аристовцы и кондратьевцы, требовавшие соблюдения аскетизма). Крупные капиталисты - федосеевцы, тяготившиеся безбрачием, переходили в поморские общины, признававшие брак, а некоторые - в единоверие. Во 2-й половине 19 века федосеевцы перестают играть руководящую роль в беспоповщине и превращаются в узкую замкнутую организацию. Небольшие группы федосеевцев существуют в СССР (главным образом в центральных областях РСФСР и в прибалтийских республиках). В современных условиях федосеевцы все более отказываются от религиозной нетерпимости, аскетизма, консерватизма в быту.
А. В. Вершинская. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Попов Н. И., Сб. для истории старообрядчества, т. 1, в. 2, М., 1864; его же, Мат-лы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия, М., 1870; Из истории Преображенского кладбища, М., 1862; Быковский И. К., Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве, 2 изд., М., 1907; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, ВИРА, (т. 1), М., 1950; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Заварина A., Из истории поселения старообрядцев в Латгалии, в сб.: Атеизм и религия, Рига, 1969; Подмазов A., Современное старообрядчество в Латвии, там же; Карцов В. Г., Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России, ч. 2, Калинин, 1971. См. также лит. при статьях Беспоповщина и Раскол.