Старообрядчество (Маслин, 2014)
СТАРООБРЯДЧЕСТВО (староверие) - общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном, и пытающихся сохранить церковные установления и традиции древнерусской православной церкви. Среди старообрядчества сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых официально именует себя Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей - православными христианами. Бытует самоназвание «староверы» с прибавлением указания на принадлежность определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, старообрядчество именуется «расколом», а староверы - «раскольниками». В первые десятилетия старообрядчество было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям, не вводившей новую позитивную программу или доктрину; богословствование начального старообрядчества было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к концу XVII века перед старообрядчеством обостряется необходимость решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем - как в теоретическом, так и в практическом плане.
Одна часть старообрядцев пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в старообрядчество из новообрядной церкви. Это направление получило название «поповщина», «поповны» или «беглопоповцы». Но другие староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинные священнослужители исчезли, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются «беспоповцы». Перед ними возникла задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать этому догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения беспоповцев исключаются все священнодействия, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в северных краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия многих беспоповцев - поморцы.
Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались старообрядчеством, в том числе и беспоповцами, из «Кормчей книги» - свода правил апостолов, соборов и святых отцов. Отвержение новообрядного духовенства и таинств беспоповцами не имело ничего общего с учением протестантизма, с которым их неоднократно пытались сблизить на основании внешнего сходства. Беспоповцы не отвергают принципиально ни церковную иерархию, ни таинства, они лишь в конкретных исторических условиях, руководствуясь опять-таки учением святых отцов и церковными канонами, вынуждены были обходиться без них. Видя в этом лишении признак антихристова времени, беспоповцы в течение мн. лет, однако, пытались найти истинное духовенство в отдаленных странах, в частности в легендарном Беловодье.
В вопросе о совершении таинств беспоповцы не просто провозглашают равные права священников и мирян, но, опираясь на свод церковных канонов и историю церкви, в каждом конкретном случае рассматривают, вправе ли мирянин крестить, исповедовать и т. д. в экстремальной ситуации отсутствия священника. Для этих целей в беспоповстве складывается институт наставников-мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии разрешается в учении о «духовном причащении» - уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь само страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Проблема согласования идеи о состоявшемся пришествии в мир антихриста со святоотеческим учением о конце света нашла выражение в беспоповской концепции о «духовном антихристе»: антихрист не есть человек во плоти, он пришел духовно, его владычество — владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т. е. на старообрядчество.
Крупнейшее разделение в беспоповстве вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева-федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие духовенства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение XIX века долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в беспоповстве. Среди беспоповцев-поморцев в XIX веке оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических сочинений о таинстве брака. Кроме перечисленных выше основных разделений, в старообрядчестве образовался еще ряд толков и согласий.
Крупное разделение в старообрядчестве произошло после перехода к староверам в 1846 г. Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию села Белая Криница). Часть половцев не приняла этой иерархии и продолжала довольствоваться переходящими от синодальной церкви священниками. В 1923 году к ним перешел новообрядческий архиепископ Никола (Позднее), но и после появления иерархии за ними сохраняется обыденное название «беглопоповцы». Корпус старообрядческих соч. огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством пли между различными течениями старообрядчества.
Среди наиболее выдающихся произведений, представляющих интерес для изучения религиозно-философских воззрений старообрядцев, можно назвать сочинения Аввакума, «Соловецкую челобитную», «Поморские ответы», «Щит веры», «Меч духовный», сочинения Павла Любопытного, епископа Арсения Уральского (Швецова), И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина, В. Сенатова, епископа Михаила (Семенова).
Для историка философии старообрядчество интересно прежде всего тем, что в ходе трехсотлетней полемики была приведена в движение вся мировоззренческая система византийско-русского православия, ревизован и заново осмыслен весь его понятийный аппарат и внутренняя логика. Среди важнейших проблем, обсуждаемых в старообрядческих сочинениях, - проблема сочетания личной ответственности за чистоту своей веры и подчинения авторитету иерархии; проблема взаимосвязи веры и ее выражения в священнодействиях, церковных обрядах.
Основная тяжесть доказательства в старообрядческих сочинениях несут многочисленные выборки цитат из Священного писания, святых отцов и церковных канонов. Используются также и сочинения новообрядцев, светских авторов. Цитаты сопровождаются истолкованием, обсуждением границ их применимости к излагаемой теме, возможной многозначности выражений. Очень многие старообрядческие полемические сочинения написаны в форме вопросов и ответов. Поскольку уровень грамотности среди староверов был высок, богословские споры не были достоянием узкой группы богословов-начетчиков - они вызывали общественный интерес и велись повсеместно как на диспутах, так и в письменном виде - в посланиях.
Первыми авторами, опубликовавшими свои взгляды на сущность старообрядчества, стали представители новообрядцев - Симеон Полоцкий, митрополит Димитрий Ростовский, епископ Питирим Нижегородский и др. Первоначальной их позицией было стремление доказать, что старообрядчество есть еретичество, что его последователи защищают неприемлемые для православия взгляды и обычаи.
По мере того как становилось ясным, в том числе под влиянием научных открытий, что в дониконовских церковных установлениях нет ничего еретического и ложного, синодальные обличители меняют позицию и делают акцент на том, что якобы старообрядчество - движение темного, необразованного люда, не покорившегося иерархам и не понимающего, что произведенные преобразования сравнительно малозначительны и не изменяют существа веры и церкви. Митрополит Платон (Левшин) теоретически и практически основал единоверие (1800), допускавшее чисто внешнее отправление дореформенного богослужения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду.
В середине XIX века возникает концепция, истолковывающая старообрядчества как народно-демократическое движение, лишь внешне облеченное в религиозную форму. Она получает развитие в трудах В. В. Андреева, В. И. Кельсиева, A.С. Пругавина, Щапова и др. Герцен намеревался даже организовать среди старообрядчества революционную пропаганду, что, впрочем, закончилось полной неудачей. На самом деле старообрядческая литература не касается проблем социального устройства, неприятие же государства и самоустранение от многих форм общественной жизни есть лишь следствие убеждений в том, что существующее государство - еретическое.
Несостоятельность попыток приписать старообрядчеству антисамодержавные революционные воззрения была показана Н. С. Лесковым, П. И. Мельниковым-Печерским. B. С. Соловьев в работе «О русском народном расколе» пытался сблизить старообрядчество с протестантизмом, впрочем, чисто отвлеченно, не опираясь на изучение старообрядческой литературы и вероучения. Розанов и П. И. Мельников-Печерский высказывали мысль, что старообрядчество есть доведенное до логического завершения византийское православие - «мрачное», «жестокое», «отвергающее жизненные радости, стремящееся к умерщвлению плоти».
Важное значение для изучения истории раскола имели работы Н. Ф. Каптерева, которые также послужили и некоторой «реабилитацией» древнерусской церковной традиции. Интересная в плане исследования исторических фактов работа Е. Е. Голубинского «К нашей полемике со старообрядцами» (1905) выдвигает в качестве основной причины раскола «отсутствие у нас просвещения» и невежество. При всей необозримости исследований о старообрядчестве существует крайне мало беспристрастных работ, посвященных богословскому анализу и религиозно- философскому осмыслению (а не обличению) сущности старообрядчества. Интерес в этом плане могут представлять соответствующие лекции курса Ключевского, главы «Истории русской философии» Зеньковского и «Путей русского богословия» Флоровского. Большое значение имеет фундаментальное исследование старообрядчества Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века» (Мюнхен. 1970; М., 2009. В 2 т.), хотя вытекающий из него вывод, что старообрядчество вызрело как внутренний продукт жизни русской церкви, а Никонова реформа была лишь внешним толчком, поводом, выведшим старообрядчество наружу, представляется спорным.
Несмотря на то, что с момента раскола старообрядчество было объектом преследований, только официальное число староверов во 2-й половине XIX века превышало 10% населения России. Боровшийся со старообрядчеством старец Амвросий Оптинский, протестуя против отмены правительственных репрессий и предоставления старообрядчеству свободы вероисповедания, признавал, что в таком случае число староверов в один год удвоится, а через несколько лет так умножится, что из простого народа мало останется не перешедших в старообрядчество.
В настоящее время существуют следующие крупные церковные организации старообрядчества: Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия); Русская Древлеправославная Церковь (беглопоповцы); Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы, имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве). Беспоповцы-федосеевцы, центром которых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрядческие приходы существуют в Румынии (в том числе Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Северной и Южной Америке и других странах. В последние годы возрождается деятельность по изданию религиозной литературы старообрядчества, по богословскому образованию.
М. О. Шахов
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 605-607.
Литература:
Поморские ответы. М., 1911: Щит веры. М., 1913; Мелъников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Спб.; М„ 1898. Т. 13-14, Сахаров Ф. К. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. 1-3. Спб., 1887-1900, Пругавин А. С. Раскол - сектантство. Вып. 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений. М., 1887; Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Ч. 1-2. М., 1908; Правда старой веры. М., 1917; Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997; Он же. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998; Он же. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002; Зеньковский С. .4. Русское старообрядчество: В 2 т. М , 2009. См. также лит. к ст. Раскол.