Беспоповцы

Беспоповцы - направление в старообрядчестве с конца XVII в. Его последователи отвергли церковную иерархию. Наставники Б. избираются из мирян. Из христианских таинств сохранили только крещение и исповедь. Их вместе с богослужением совершают наставники. Среди Б. возникло много толков и согласий. Например, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на безбрачников, или федосеевцев, и брачников, у которых это таинство стали совершать наставники. Крайний фанатизм свойствен идеологам спасовского толка, возникшего в Керженских скитах. В качестве выхода из царства антихриста они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В XVIII в. образовались поморский толк (даниловцы), филипповский толк и бегунский (страннический) толк. Наибольшим влиянием сейчас пользуются поморы-брачники в Литве, которыми руководит Высший старообрядческий совет в Вильнюсе.

Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com/

Беспоповцы (Богуславский, 2004)

БЕСПОПОВЦЫ — одно из 2 наиболее крупных направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве, возникшее в конце XVII века. Основные положения беспоповцев утверждены на старообрядческих соборах 1692 и 1694 годов в Новгороде Великом. Беспоповцы считали, что после реформы Никона Русская Православная Церковь отступила от «истинной», «старой» веры, они отрицали православную церковную иерархию; отказались от священников (отсюда название), заменив их выборными наставниками и начётчиками; провозглашали принцип всеобщего священства поскольку «благодать священства взята на небо», «каждый мирянин есть священник», признавали необходимость только трёх религиозных обрядов (таинств): крещения, исповеди (в несколько иной форме, чем в православии) и причастия (понималось как духовное приобщение к Богу)...

Беспоповщина (СИЭ, 1962)

БЕСПОПОВЩИНА - одна из двух основных разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в конце 17 века на Севере и Северо-Западе Европейской России, в районах усиленной крестьянской колонизации, главным центром беспоповщины являлась старообрядческая община на реке Выге в Карелии (Выговская пустынь). Беспоповщина отрицала православную, церковь, церковную организацию и священство. Часть беспоповщины не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в том числе безбрачия.

Страннический толк

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК, БЕГУНСКИЙ ТОЛК (самоназвание — истинно православные христиане-странствующие) — одно из крайних течений в беспоповщине. Основан в конце 18 века беглым солдатом Евфимием. Возникновение страннического толка было одним из проявлений протеста крепостного крестьянства против усиления крепостнического гнета. Основной упор в первоначальном вероучении толка делался на наступление «конца света». «Апокалипсический зверь, — учил Евфимий, — есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная».

Спасовский толк

СПАСОВСКИЙ ТОЛК, «нетовщина» — течение в беспоповщине, возникшее в конце 17 века в керженских лесах. Спасовский толк был распространен в Нижегородской, Ярославской и Костромской губернии. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», который якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати Божией», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться.

Беспоповщина (Мчедлов, 1999)

БЕСПОПОВЩИНА — Радикальное направление в старообрядчестве, отвергшее церковную православную иерархию и "таинство" священства в целом, возникло в конце 17 века. Отказ от священников мотивировался тем, что со времени Никона Русская Православная церковь отступила от "истинной веры" и по этой причине само существование "законного" духовенства стало невозможным. Было принято положение, по которому "каждый христианин есть священник". Беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами, поминками, крещением детей.

Спасово согласие (Беловинский, 2007)

СПАСОВО СОГЛАСИЕ - то же что спасовщина, нетовщина, одно из согласий старообрядческой беспоповщины. Признавая невозможность спасительных таинств и общественного богослужения, сторонники спасовщины возлагали надежду только на милость Спасителя и молитву ему. Согласие, зародившееся в конце XVII века, допускало возможность крещения и венчания в «никонианской» церкви. Спасовщина разделялась на ряд течений.— «По Спасову согласию Нефедыч был, а в том согласии крестят и браки венчают только у церковного попа великороссийского». П. И. Мельников-Пречерский. На горах.

Беспоповцы (КСА, 1987)

БЕСПОПОВЦЫ - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в 17 веке и отвергающее церковно-православную иерархию, таинство священства. Беспоповцы утверждают, что со времени Никона (17 век) православие отошло от истинной веры и поэтому само существование «законных» пастырей стало невозможным. По учению беспоповцев, каждый христианин является священником. Из таинств они признают только крещение и исповедь. Богослужение у беспоповцев совершается выборными наставниками или начетчиками.

Беспоповцы (НКА, 1985)

Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Вместе с тем это была и наиболее фанатичная группировка, непримиримая ко всем инакомыслящим. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован ряд таинств - крещение, покаяние и причащение (большинство беспоповских толков оставило три таинства, но некоторые толки отказались вообще от всех таинств). Для этого течения старообрядцев характерны эсхатологические представления.

Беспоповцы (Богуславский, 2004)

Беспоповцы — одно из 2 наиболее крупных направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве, возникшее в кон. XVII в. Основные положения Б. утверждены на старообрядч. соборах 1692 и 1694 в Новгороде Великом. Б. считали, что после реформы Никона Рус. Православ. Церковь отступила от «истинной», «старой» веры, они отрицали православ. церк. иерархию; отказались от священников (отсюда назв.), заменив их выборными наставниками и начётчиками; провозглашали принцип всеобщего священства поскольку «благодать священства взята на небо», «каждый мирянин есть священник», признавали необходимость только 3 религ. обрядов (таинств): крещения, исповеди (в несколько иной форме, чем в православии) и причастия (понималось как духовное приобщение к Богу). Б. признавали воцарение в «мире» Антихриста — или духовного (под к-рым подразумевалась «никонианская» церковь), или личного (воплощавшегося в конкретных лицах, как правило, в правящих монархах); не признавали царя и царской власти...

Беспоповцы (НиРМ, 2000)

БЕСПОПОВЦЫ, одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники.