Шиваизм

Шиваизм

ШИВАИЗМ - условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологических персонажей: это его супруга-шякти — Парвати; сыновья Ганеша и Карттикея (он же Сканда, Субрахманья и др.), а также на юге — Аиянар; святые подвижники — шиваиты, наянары, и т. п. Таким образом, понятие шиваизм включает в себя некоторый набор определенных течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашупаты, шактисты (адепты шакти), капалики и др. История шиваизма в Индии древняя и многосложная.

Шиваизм (ИИ, 1979)

Наряду с вишнуизмом очень большую популярность [в Индии] приобрели шиваизм и шактизм. Шива вошел в брахманистскую литературу как двойник Рудры — ведийского божества грозы и ураганных ветров, окруженного сонмом жестоких и враждебных людям духов. Отождествление это— явление весьма позднего времени. В действительности же здесь имеет место процесс вовлечения в брахманизм местного божества, культ которого был, очевидно, связан с верованиями дравидийского населения прежде всего Центральной и Южной Индии, в то время как Нараяна-Вишну служил отражением религиозных верований населения северной части страны...

Лингам и Коша

ЛИНГАМ И КОША. Культовый предмет шиваизма — лингам — это «знамение» божества. Лингам представляет собой камень, естественный или специально поставленный, — фаллообразный символ, выражающий вселенную и природу, берущие начало из женской стихии (моим). В Тямпе культ лингамов наследовал культу территорий вокруг диких камней. Каждый лингам есть особый Шива — Шива данной местности, от которого зависит благоденствие местности или рода. У него есть имя: тямские цари давали воздвигнутым ими лингамам свои имена.

Индуизм в форме шиваизма

Индуизм, вероятно, стал преобладающей религией в Тямпе со времени появления письменности. В самом деле, первые письменные следы тямской истории совпадают с политико-религиозными переменами: принятием пришедших из Индии текстов, обычаев и религии, правителями, получившими царский титул, и элитой страны через посредство морской торговли. До этих контактов страна существовала в форме, которую можно назвать «племенной»; от нее остались лишь следы, заметные, например, в культе местных духов, но никаких археологических или письменных памятников.

Шиваизм (СИЭ, 1976)

ШИВАИЗМ - одна из двух основных ветвей индуизма. Назван по главному божеству - Шиве. Истоки шиваизма коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение шиваизма как самостоятельного направления в индуизме относится к первым векам н. э. В шиваизме сохраняются прочные пережитки древнейших культов плодородия; с ним связаны религиозные представления о шакти - творческом начале всего живого в природе: почитание символического изображения гениталиев - мужского (линга) и женского (йони) - до сих пор является непременной частью шиваистского культа.

Шиваизм кашмирский (НФЭ, 2010)

ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ — индийская недуалистическая религиозно-философская система, основанная на почитании Шивы. У истоков всех шиваитских направлений лежат тантристские тексты «Агама», или «богодухновенного откровения» (обычно насчитывают 28 главных текстов, т. н. «Сиддханта-агама»), Первоначально шиваитский тантризм существовал преимущественно в дуалистической форме, обычно именуемой «шайва-сиддханта», нацеленной на почитание союза Шивы и его возлюбленной Шакти (легендарный основатель этой школы — мудрец, йогин и тантрик Амардака). В дальнейшем направление шайва-сиддханта оказалось почти полностью вытесненным на Юг Индии, а в Кашмире начал преобладать недуалистический шиваизм. Непосредственными предшественниками кашмирского шиваизма были пос-ледователи тантристских сект бхайрава и каула. Адепты направления бхайрава почитали Шиву в его грозном, яростном аспекте («Бхайрава» — одно из имен Шивы, означающее «Ужасный», «Пугающий»)...