Индуизм в форме шиваизма
Индуизм, вероятно, стал преобладающей религией в Тямпе со времени появления письменности. В самом деле, первые письменные следы тямской истории совпадают с политико-религиозными переменами: принятием пришедших из Индии текстов, обычаев и религии, правителями, получившими царский титул, и элитой страны через посредство морской торговли. До этих контактов страна существовала в форме, которую можно назвать «племенной»; от нее остались лишь следы, заметные, например, в культе местных духов, но никаких археологических или письменных памятников. Во всяком случае, индуизм был привит в Тямпе, чтобы служить политическим языком для тямских правителей, и всегда оставался близок правящим классам. Цари Тямпы называли себя потомками Шивы, они именовались «земными богами». Язык индуизма, позволявший считать царя посредником между небом богов и землей людей, позволял строить и генеалогические конструкции, восходящие к мифологии, объяснявшие божественную природу царской власти. Иногда, когда нужно было показать тождественность функций бога и царя, царь мог уподобляться Вишну. Иногда его представляли как самого Индру, и тогда царь на земле принимал роль Индры — царя богов.
Вообще, как правило, ведущей индуистской религией был шиваизм, за исключением VII века, когда на протяжении одного поколения царь находился под влиянием контактов с Кхмерской империей. Описания бога Шивы и его супруги соответствуют индийским трактатам, как в такой надписи 1050 года: «Принадлежащая тому, кто есть господь всего сущего и не сущего, сущая по природе своей причина роста всего, что есть на земле [...], единая с небытием и бытием, сущими в мире, изначальная возможность бытия и небытия, имеющая телом половину тела Шивы, увенчанного луной, прекрасного телом — ты, часть господа, блаженная, торжествуй волшебной силой своей».
В начале VI века царь по имени Бхадраварман — первый известный царь Тямпы, изначальные земли которого, вероятно, находились в долине реки Тху-бон, прославился дарами в большой храм Мишон и соседние с ним. Содержание этих первых надписей Тямпы указывает на существование культов, близких к индийскому шиваизму: поклонение Шиве с его супругой Умой и главным богам индийского пантеона, в том числе поклонение священным «отпечаткам стоп» воплощения Шивы по имени Бхадрешвара и лингамам.
Долгое, в течение нескольких десятилетий, молчание, последовавшее за тем, вероятно, отражает постепенное созревание новых способов выражения и благодарения: искусства письма и практики новых религий; боги индуизма и буддизма, которых окружает ореол сверхъестественной силы, встали рядом с местными духами и богами, наиболее укорененными в быту людей.
Во второй половине VI века, видимо, устоялся весь пантеон индуизма, почитавшийся в различных святилищах, учреждавшихся обычно царем. Так, встречаются упоминания о Шиве, Вишну, Брахме и их супругах, об Индре — царе богов, Кубере — боге богатства, Ганеше — боге со слоновьей головой, сыне Шивы и Умы-Парвати, который приносит счастье, богатство и успех, покровительствует путешественникам; наряду с ними упоминаются пять стихий: земля, ветер, пустота, вода и огонь — Агни, без которого не обойтись при жертвоприношениях.
Изображения этих богов часто соответствуют индийским теоретическим трактатам, дающим правила изображения божеств: наряду с двуруким и трехглазым Шивой есть Шива танцующий, у которого рук может быть четыре, восемь, шестнадцать и даже больше.
На протяжении всей тямской истории индуизм был довольно избирателен: он не включал в себя некоторых жестоких религиозных обрядов и таких жутких божеств, как Бхайрава *. Иконография никогда не показывает богов в ужасном, устрашающем виде, а только благосклонными, подающими помощь. Все имена богов также упирают на их благоволение к людям. Таким образом, тямский пантеон беднее индийского, но не по невежеству, а по сознательному выбору. Так, например, наряду с культом вездесущего Шивы, именуемого по традиции тысячей различных имен, тямы, в отличие от кхмеров, решили важное место отвести и женским божествам. Этот выбор отражает их менталитет и воспроизводит уже существовавшие местные верования.
Часто цитируются тексты индуистской традиции («Агамы»), Они связаны с сектантскими течениями, пришедшими из Индии. Так, в 909 году было сказано, что «министр знает, как совершать обряд, и все учение шайвы ("Шайвагама")». В IX веке шиваистская секта Шайва появилась и в Камбодже. Начиная с VIII века встречаются свидетельства о шиваистской секте Пашупата.
Примечания
* Бхайрава — особенно разрушительный и ужасающий аспект Шивы в индуизме. В этом облике он многорук и держит в своих руках оружие и отрубленную человеческую голову, что символизирует отсечение двойственности и выход за пределы ограничений ума.
Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 214-217.