Лингам и Коша

ЛИНГАМ И КОША. Культовый предмет шиваизма — лингам — это «знамение» божества. Лингам представляет собой камень, естественный или специально поставленный, — фаллообразный символ, выражающий вселенную и природу, берущие начало из женской стихии (моим). В Тямпе культ лингамов наследовал культу территорий вокруг диких камней. Каждый лингам есть особый Шива — Шива данной местности, от которого зависит благоденствие местности или рода. У него есть имя: тямские цари давали воздвигнутым ими лингамам свои имена. Так, Бхадраварман воздвигнул бога Бхадрешвару, а Шамбхуварман — Шамбхубхадрешвару: царь был особой формой Шивы в стране Тямпа. Таким образом, имя царя относилось и к особому проявлению бога, воплощенного в царе.

Кроме того, благодаря совершаемым обрядам канавка, в которой устанавливался лингам, или несущая его земля, если лингам был «природным» («самородным»), становилась царством в миниатюре, вбирая в себя плодотворящую силу бога этой местности. Таким образом, лингам — магический камень, являющий собой бога местной почвы. Бог поселяется там, равно как и в призывающем его царе или жреце. Самые же священные лингамы — те, которые выходят из земли (свайямбху), так как они в этой земле и держатся. Суеверие утверждало, что если выкопать их, с ними погибнет и династия, и царство.

В современной Тямпе храмовые боги представляют не Шиву, а обожествленных древних царей. Например, в По Клонг Гарае образ царя заменил образ Шивы. Это может показаться утратой первоначального смысла, но на самом деле в древних храмах цари давали свои имена построенному ими храму и самому богу. Они были живым образом бога на земле. Более молодая форма культа лишь продолжает процесс, в котором цари, их родственники и домочадцы в некотором определенном пункте их земли становились богами. Это были боги особого места на определенной территории.

Начиная с VII в. надписи говорят о совместном существовании «недвижимых» лингамов и движимых изображений для процессий. Они свидетельствуют, что были и «лингамы с ликом» (мук- халинга), которые изображали бога, выходящего из лингама, чтобы воплотиться в царе, как бы овладевая им. Тогда царя можно назвать «ликом Шивы» (Шивамукха), поскольку лик, исходящий из лингама, есть лик живущего в нем бога. «Тогда является он, — говорит одна из надписей, — показывая лик свой, исходящий из лингама, сияющий светом солнца, луны и Агни (огня) из всех трех своих глаз».

Мукхалинга мог быть либо собственно лингамом, на котором изваян лик божества, либо кошей — своего рода футляром для лингама. Коши употреблялась в Тямпе очень широко и своеобразно. Это золотой или серебряный футляр, покрывающий и украшающий собственно лингам; на нем изображался один или несколько ликов бога. Коша («футляр для лингама») могла и сама становиться предметом культа. В этом смысле лингам мог быть уподоблен коше с ликом или ликами. Надписи пользуются одними и теми же словами, идет ли речь о воздвижении священной статуи или коши: и та, и другая «воздвигнуты», «установлены»; им воздается почтение ради олицетворяемого ими божества. Поэтому «движимыми» изображениями для процессий могли быть и статуи, и коши.

В VII—XIII вв. надписи дают великолепные описания кош. Первые тексты не сообщают, сколько на них было ликов, но начиная с XI в. описания становятся подробнее. Одно из них говорит о «золотой коше четырехликой, украшенной самыми драгоценными каменьями», другая о «золотой коше шестиликой с украшением в виде кобры и чистейшими самоцветами»; была коша «пятиликая», была «серебряная с золотым ликом». Наконец, в одном великолепном описании указано, что на макушке у коши был «солнечный камень», то есть чистейший хрусталь, а на каждом из шести золотых ликов — «венец из блистающего золота с драгоценным камнем»: на восточном и южном венцах — рубин, на северном — алмаз, на западном — топаз, а на северо-восточном и юго-восточном — сапфир. Общий вес золота для этой коши был около 12 кг, а вес голов с венцами и камнями — еще около 5, то есть всего этот священный предмет, в 1088 г. поставленный в Мишоне, весил около 17 кг.

Лиц у коши и мукха-линги могло быть четыре, пять или шесть; они всегда располагались согласно ритуальным предписаниям. Лики бога, указывая на стороны света, вместе с тем были направленными пучками магического действия. Эти лики — светильники, освещающие стороны света (4) с зенитом (5), надиром (6) или промежуточными направлениями. 4, 5 или 6 проявлений Шивы смотрели на части царства и охраняли их.

Распространение коши как культового предмета специфично для Тямпы. В ней тонко смешаны царская религия, основанная на отождествлении царя с Шивой — владыкой всей земли, — и культа предков, отождествляющего предков с разными обликами Шивы; ничто не запрещает думать, что лики коши были портретами царей. Коша упоминается только в царских надписях и в центрах, соединявших религию с царской властью: в Мишоне, По Нагаре (Нячанге) и Донгзыонге. 

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 218-221.

Понятие: