Холопы

Холопы - категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Цитируется по изд.: Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953

 

Холопство по Русской правде

Русская история XI—XIII веков наполнена бесчисленными насильственными сменами представителей разных княжеских линий на главных столах — в Киеве, Новгороде, на Волыни, в Галиче и т. д. — не говоря уже о столкновениях между князьями, имевшими узко личный характер. При разнородности уровня хозяйственного развития, классового и этнического состава населения и политической географии отдельных княжений, законодательно-указная реакция княжеской власти на выдвигаемые жизнью социально-правовые задания не могла всегда и везде быть одинаковой. Так, например, утечка населения из политического центра со среднего. Днепра, очевидно, невыгодная и для великого княжения Киевского, и для связанного с ним княжения Переяславского, и для династических претензий Мономаховичей XII века...

Холопство (Черепнин, 1960)

К несвободным людям принадлежали холопы. В отношении холопа феодал был полным собственником. Судя по актам, холопы — это «полные люди», на которых у господина имелись «полные грамоты». «А княгине моей те люди, што есм ей подавал при своем животе, и грамоты полные тех людей у нее» 1, — читаем в духовной грамоте московского великого князя Василия Дмитриевича. Другое название для полного холопа — «дерноватый» («... или грамоты дерноватый на кого пописал») 2. Холопов холоповладельцы могли передавать по наследству, продавать, покупать, отдавать дочерям в качестве приданого и т. д. В актах среди «полных» холопов упоминаются «купленыи» («а что мои люди куплении в великомь свертце», «хто холопов моих купленых», «или кого буде прикупил»), «приданые»...

Термины холоп, чага, кощей и др.

В византийской письменности, у Маврикия и Прокопия, а затем у гота Иордана появляется и до наших дней укрепляется термин «славяне» (у византийцев — сначала «склавены», у арабов — «саклаб» и «сакалиб»), из которого и произошло родовое название одного из этнических массивов человечества. Термин этот заменил древнегреческого скифа и сармата, в разных реставрациях оживающих, впрочем, и доныне.

Термин Ζχλαβενοἰ — Ζχλάβοἰ и sclaveni получил сначала у византийцев и арабов, а потом, вероятно, и у персов универсальный объемлющий смысл, начав суммарно обозначать всех славян, невзирая на их более или менее мелкое племенное дробление. Ожесточенные войны с воинственными соседями или непокорными подданными, какими были балканские славяне для византийцев V—VII веков, вызвали появление на византийском и других средиземноморских рынках большого количества военнопленных из среды именно славянских народностей...

Холопы (СИЭ, 1974)

ХОЛОПЫ – категория феодально-зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин «холопы» впервые встречается в летописи под 986 года. В 11-12 веках употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12 веке в связи с развитием феодальных отношений начинается процесс изживания холопов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, например, не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п...

Челядь (холопы)

ЧЕЛЯДЬ (холопы).  Практически все историки сходятся во мнении, что это была наиболее бесправная прослойка зависимого населения Древней Руси. Но дальше наблюдались серьезные разногласия по этой проблеме. Академик Б.Д. Греков и его сторонники (М. Тихомиров, И. Смирнов, В. Пашуто) делили всех холопов (челядь) на «обельных», т.е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов», т.е. бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. Профессор С.В. Юшков также не разделял понятия «челядь» и «холопы» и считал, что в широком смысле под холопом (челядином) надо понимать всякого зависимого человека, а в узком смысле холоп являлся рабом...

Задворные люди

ЗАДВОРНЫЕ ЛЮДИ — часть пашенных холопов, которые в Московском государстве наряду с деловыми людьми пополнялись в XVII веке чаще всего из дворовых людей. Если деловые люди жили на господском дворе, обрабатывали дворовую пашню, которую землевладелец пахал для себя, то задворные люди жили особыми хозяйствами и на специально выделенных участках земли, которые землевладелец давал им на оброк или барщину. В течение столетия различия между обоими видами пашенных холопов исчезли, и в составе сельского населения — благодаря стремлению помещиков переводить своих дворовых людей на пашню — образовался многочисленный класс холопов, одинаковый по своему назначению с крестьянами, но не тянувший тягла и не подлежавший поэтому мирским разрубам и розметам...

Кабальные холопы

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ - кабальные люди, - одна из разновидностей холопов, возникшая около середины 15 века. Основой возникновения кабальных холопов было широкое распространение сделок «с серебром», которыми феодалы опутывали как своих крестьян, так и холопов. Обязательство должника отрабатывать проценты на взятую в долг сумму личным трудом в хозяйстве кредитора и создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость. Юридическое положение кабальных холопов до конца 16 века регулировалось общехолопскими нормами и указами: они продавались, передавались по наследству, могли быть отданы в приданое и т. д. Дети кабальных холопов, родившиеся в период неволи, оставались кабальными людьми. Единственное отличие кабальных холопов от холопства других разрядов заключалось (до указа 1 февраля 1597 года) в возможности прекращения кабальной зависимости путем выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе кабальных холопов от одного феодала к другому (который и предоставлял необходимую для уплаты долга сумму)...

Обельные холопы

ОБЕЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ, полные холопы, - рабы в Древней и средневековой Руси. В пространной редакции Русской правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без ряду на рабе и поступление без ряду в тиуны и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Холопы (Орлов, 2012)

ХОЛОПЫ — термин употреблявшийся в период Киевской Руси для обозначения рабов. Холопом — рабом можно было стать в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступление, женитьбы на холопке. До конца XV в. холопы составляли большинство работавших на барской земле. Они также выполняли обязанности княжеских и боярских слуг (в том числе военных, административных). В Российском государстве (конец XV — нач. XVIII вв.) — наибольшее значение приобретает служилое холопство и дворовые люди. В 1722—1724 гг.

Холопы (Зимин)

ХОЛОПЫ, категория зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин “холопы” впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п.