Исмаилиты

Исмаилизм

ИСМАИЛИЗМ – школа средневековой арабо-мусульманской философии. В качестве таковой исмаилизм оформляется не сразу. Возникновение шиитской (см. Шиизм) секты ис-маилитов относится ко второй половине 8 в., а свой законченный характер исмаилизм как философское течение приобретает в трудах Х̣амӣд ад-Д ӣна ал-Кирма̄нӣ (кон. 10 – нач. 11 в.), наиболее выдающегося исмаилитского философа. Отдельные вопросы исмаилитской философской концепции и теории имамата разрабатывали ан-Насаф ӣ (ум. 942/43), Хибатулла̄х аш-Ш ӣра̄з ӣ (ум. 1077/78), Ибра̄х ӣм ал-Х̣а̄мид ӣ (ум.

Исмаилиты (Новиков, 1987)

ИСМАИЛИТЫ - шиитская мусульманская секта, возникшая в 8 веке в результате роста классовых противоречий в арабском халифате. Название свое получила по имени Исмаила - сына шиитского имама Джафара. Религиозно-философское учение исмаилитов резко отличается от ортодоксально-мусульманского. Исмаилиты полагают, что Аллах для людей непостижим, непознаваем. Поэтому с молитвой следует обращаться не к нему, а к «мировому разуму», созданному Аллахом. Исмаилиты верят в переселение душ.

Исмаилиты (Гогоберидзе, 2009)

ИСМАИЛИТЫ, батинйты, малахида — последователи одного из основных направлений шиизма. Начало исмаилитского движения относится к середине VIII в. и связано с расколом среди шиитов по вопросу о преемнике имама Джафара ас-Садика. Часть шиитов признала законным наследником имамата его старшего сына Исмаила, а поскольку он умер еще при жизни своего отца, то седьмым имамом они признали его сына Мухаммеда. В противоположность остальным шиитам сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила стали называть себя И. После смерти Мухаммеда, среди его приверженцев произошел раскол. Одни считали его последним седьмым имамом и ожидали его возвращения в качестве махди. Со второй половины IX в. сторонников этого учения стали называть карматами. Другую ветвь шиитов составили приверженцы потомков Мухаммеда ибн Исмаила, которых они считали законными представителями династии имамов. От их имени И. развернули энергичную пропаганду, благодаря которой им удалось закрепиться в Северной Африке и основать Фатимидский халифат. Исмаилитская пропаганда имела большой успех: к концу X в. под их властью оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина, Хиджаз. В то же время усилились соперничество и расхождения внутри исмаилитского движения...

Исмаилиты и карматы

ИСМАИЛИТЫ И КАРМАТЫ. В середине VIII в. шестой шиитский имам, Джафар ас-Садик, отстранил от наследования имамата своего старшего сына Исмаила и назначил своим преемником другого сына — Мусу Казима. После смерти шестого имама часть шиитов признала седьмым имамом Мусу Казима — их стали называть имамитами или, позднее, иснаашаритами («двенадцатеричниками», ибо всего имамов у них было 12). Сторонники Исмаила, исмаилиты, считавшие его отстранение от права на имамат незаконным, признали седьмым имамом Мухаммеда, сына Исмаила (умершего раньше отца). Действительной причиной этого раскола среди шиитов, вероятно, было недовольство пассивной позицией Джафара ас-Садика по отношению к Аббасидам со стороны более радикальных элементов среди шиитов и их стремление к активным действиям, ибо к тому времени, как сказано выше, области халифата были охвачены народными движениями. Так появилась новая ветвь шиизма — исмаилиты. Со временем они разделились еще на две подсекты. Одна из них (фатимидские исмаилиты, каких назвали позднее) признавала имамами потомков Мухаммеда ибн Исмаила — «скрытых имамов», местопребывание и даже имена которых сообщались только немногим избранным и оставались неизвестными массе сектантов. Другая подсекта учила, что имамов должно быть всего семь, поэтому Мухаммед ибн Исмаил должен считаться последним имамом («семеричники», позднее их назвали карматами)...

Subscribe to RSS - Исмаилиты
Яндекс.Метрика