Исмаилиты (Гогоберидзе, 2009)

ИСМАИЛИТЫ, батинйты, малахида — последователи одного из основных направлений шиизма. Начало исмаилитского движения относится к середине VIII в. и связано с расколом среди шиитов по вопросу о преемнике имама Джафара ас-Садика. Часть шиитов признала законным наследником имамата его старшего сына Исмаила, а поскольку он умер еще при жизни своего отца, то седьмым имамом они признали его сына Мухаммеда. В противоположность остальным шиитам сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила стали называть себя И. После смерти Мухаммеда, среди его приверженцев произошел раскол. Одни считали его последним седьмым имамом и ожидали его возвращения в качестве махди. Со второй половины IX в. сторонников этого учения стали называть карматами. Другую ветвь шиитов составили приверженцы потомков Мухаммеда ибн Исмаила, которых они считали законными представителями династии имамов. От их имени И. развернули энергичную пропаганду, благодаря которой им удалось закрепиться в Северной Африке и основать Фатимидский халифат. Исмаилитская пропаганда имела большой успех: к концу X в. под их властью оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина, Хиджаз. В то же время усилились соперничество и расхождения внутри исмаилитского движения. В начале XI в. выделилась община хакимитов, или друзов, обожествлявших халифа аль-Хакима, таинственно исчезнувшего в 1021 г. В конце XI в. среди И. произошел еще один раскол на низаритов и мусталитов из-за престолонаследия. Низариты преобладали в восточных странах ислама (Иран, Сирия и др.), не входивших в Фатимидский халифат. Мусталиты господствовали в Египте и западных странах ислама. Духовными преемниками мусталитов являются современные исмаилитские общины бохра в Индии (с центром в Бомбее). В конце XI в. низариты, действовавшие в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана, создали независимое государство с центром в крепости Аламут (Иран), просуществовавшее до середины XIII в. В практике политической борьбы низариты, подвергавшиеся суровым преследованиям, сами широко применяли террористические методы. Потеряв большинство своих крепостей под натиском Хулагу-хана, низариты начали переселяться в Индию, в которой со временем и образовался их центр в г. Бомбее. С первой половины XIX в. духовный глава низаритов носит титул Ага-хан. Из его резиденций (в Индии и Кении) рассылаются в разные страны проповедники низаритского учения. В настоящее время общины низаритов (в некоторых странах их называют агаханиты) имеются более чем в 20 странах Азии и Африки. В начале XVII в. в Индию (г. Гуджерат) переместился и религиозный центр мусталитов, которые, после падения Фатимидского государства, переселились из Египта в Йемен. Обосновавшихся в Индии мусталитов стали называть даудитами, а оставшихся в Йемене — сулейманитами. Между ними нет никаких серьезных расхождений в толковании ислама. В настоящее время общины мусталитов имеются также в Пакистане, Иране, Кении, Танзании. Вероучение И. подразделяется на «внешнее» (захир), доступное рядовым членам общины, и «внутреннее» (батин), доступное лишь «посвященным», т.е. тем, кто занимает высшие ступени исмаилитской иерархии. «Внешнее» учение И. (обрядовые ритуалы и правовые положения) мало чем отличается от учения имамитов. «Внутреннее» содержит две части: толкование Корана и шариата и систему философско-богословских знаний, основными элементами которой являются космогония и теория цикличности. Учение И. эклектично, оно вобрало в себя идеи различных философских, мистических и гностических школ. Опираясь на мистическое значение чисел и букв, И. выработали свои эманационные теории, в которых земной мир рассматривается как отражение космического порядка. История человечества подразделяется на пророческие циклы и рассматривается как реализация божественного повеления или закона. С наступлением последнего, седьмого цикла и с появлением «скрытого» имама будет отменена внешняя сторона религии и наступит полное откровение скрытой ее стороны — божественной истины. Эсхатологические представления И. (странствие душ, воскрешение и т.д.) также развивались в соответствии с их космогонией и теорией цикличности. Стержнем религиозно-политической доктрины И. является учение об имамате. Повиновение имаму из рода Али — важнейшее из семи (включая джихад) устоев шиитов. Правовая система И. в общем согласуется с имамитским (джафаристским) мазхабом.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 103-105.

Понятие: