Исмаилиты и карматы

ИСМАИЛИТЫ И КАРМАТЫ. В середине VIII в. шестой шиитский имам, Джафар ас-Садик, отстранил от наследования имамата своего старшего сына Исмаила и назначил своим преемником другого сына — Мусу Казима. После смерти шестого имама часть шиитов признала седьмым имамом Мусу Казима — их стали называть имамитами или, позднее, иснаашаритами («двенадцатеричниками», ибо всего имамов у них было 12). Сторонники Исмаила, исмаилиты, считавшие его отстранение от права на имамат незаконным, признали седьмым имамом Мухаммеда, сына Исмаила (умершего раньше отца).

Действительной причиной этого раскола среди шиитов, вероятно, было недовольство пассивной позицией Джафара ас-Садика по отношению к Аббасидам со стороны более радикальных элементов среди шиитов и их стремление к активным действиям, ибо к тому времени, как сказано выше, области халифата были охвачены народными движениями. Так появилась новая ветвь шиизма — исмаилиты. Со временем они разделились еще на две подсекты. Одна из них (фатимидские исмаилиты, каких назвали позднее) признавала имамами потомков Мухаммеда ибн Исмаила — «скрытых имамов», местопребывание и даже имена которых сообщались только немногим избранным и оставались неизвестными массе сектантов. Другая подсекта учила, что имамов должно быть всего семь, поэтому Мухаммед ибн Исмаил должен считаться последним имамом («семеричники», позднее их назвали карматами).

Обе ветви исмаилитов создали сильные тайные организации, вели обширную пропаганду преимущественно среди городских низов, отчасти среди крестьян и бедуинов; члены секты делились по степеням посвящения. Идеологическая система обеих ветвей исмаилитов состояла из двух очень различных частей: «внешней» доктрины, которая мало чем отличалась от учения шиитов-имамитов и которую только и знали члены секты низших степеней, и «внутренней», или тайной, доктрины, которую открывали только членам высших степеней. «Внутренняя» док-трина далеко отошла от ортодоксального ислама, от учения и суннитов, и умеренных шиитов. Коран исмаилиты толковали аллегорически. Их космогония (учение о происхождении мира) сложилась под влиянием неоплатонизма — эллинистической идеалистической философской системы, возникшей в III в. Согласно космогонии исмаилитов всевышний бог, непознаваемый для людей, выделил из себя творческую субстанцию — Мировой разум, создавший мир идей и выделивший из себя низшую субстанцию — Мировую душу; она произвела первичную материю, планеты и Землю. Отражением Мирового разума в чувственном мире является пророк — «натик». Натиков было шесть — Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммед; седьмой должен появиться перед концом мира. У каждого натика был помощник — самит («молчащий»), объясняющий учение натика: у Моисея — Аарон, у Иисуса — апостол Петр, у Мухаммеда — Али. В каждом из пророческих циклов за натиком следовали имамы. Натики, самиты и имамы появлялись ради спасения людей. Спасение и рай — аллегория совершенного познания, ад — аллегория неведения. В общем «внутренняя» доктрина исмаилитов скорее рационалистична, но сохранила некоторые элементы мистики.

Разделение между исмаилитами обеих ветвей долгое время не казалось окончательным: те и другие участвовали в общих восстаниях. Отряд, называемый карматским, участвовал в восстании зинджей. Около 890 г. началось большое восстание карматов в Ираке. Вождь его Хамдан Кармат вел пропаганду среди бедуинов, крестьян и ремесленников, организованных в цехи; он устроил близ Куфы центр секты, существовавший на отчисления сектантами 1/5 своих доходов. Устраивались общие трапезы. Карматы провозгласили учение о социальном равенстве всех людей (кроме рабов); в идеале они предполагали ввести общность имущества и уравнительное распределение «благ», т. е. средств потребления. Восстание карматов в Ираке было подавлено только в 906 г. В 900—902 гг. произошло карматское восстание в Сирии, потопленное в потоках крови.

Кармат Абу Сайд ал-Джаннаби стал во главе восстания в Бахрейне. Здесь карматам удалось создать особое карматское государство (899 г.) с центром в г. ал-Ахса (или Лахса), где они попытались осуществить свой строй свободной земледельческо-ремесленной общины, основанной на общинном рабстве. Этот строй существовал еще в середине XI в., когда Лахсу посетил и описал великий персидско-таджикский поэт-исмаилит Насир-и Хосров. Никто из жителей Лахсы не платил никаких налогов. Государство владело 30 тыс. купленных рабов — негров и эфиопов, бесплатно предоставляя их земледельцам для работ в поле и в саду. Государственная мельница бесплатно молола для народа зерно в муку. Нуждающимся земледельцам и ремесленникам государство давало ссуды. Во главе государства стояла коллегия из 6 старейшин и 6 их заместителей. В ополчении числилось 20 тыс. Средства казны составлялись из военной добычи от набегов на области халифата; во время набегов карматы уводили пленников в рабство. В Лaxce не было мечетей, карматы не исполняли обрядов ислама. Бахрейнские карматы, устранив крупное землевладение и феодальную эксплуатацию, сохранили, однако, общинное (коллективное) рабство как базу благосостояния своей общины.

Во время восстания в Сирии его возглавил некто Убейдаллах, называвший себя имамом Алидом, потомком седьмого имама Мухаммеда ибн Исмаила. После неудачи восстания он бежал в Тунис. Там еще раньше развернулось исмаилитское движение, направленное против местной династии Аглабидов, во главе которого стоял красноречивый проповедник Абу Абдаллах аш-Шии. В 909 г. восставшие сокрушили господство Аглабидов, и Убейдаллах был провозглашен здесь имамом-халифом, «повелителем правоверных» и Махди. Новая династия приняла имя Фатимидов, указывавшее на происхождение от Али и Фатимы, дочери пророка. Так было положено основание исмаилитскому халифату Фатимидов (910—1171).

К концу X в. под властью Фатимидского халифата находились Алжир, Тунис, Ливия, Сицилия, Египет, Палестина, большая часть Сирии.

Основание Фатимидского халифата повлекло за собой окончательное размежевание между фатимидскими исмаилитами и карматами, которые не признавали Фатимидов имамами-халифами. В отличие от карматов у фатимидских исмаилитов не было ясно сформулированной социальной программы, а только расплывчатые лозунги о создании «царства справедливости» на земле. Как фатимидские исмаилиты так и карматы вели широкую пропаганду вне пределов своих владений.

На протяжении всего X и первой половины XI в. происходили карматские восстания в Сирии, Ираке, Иране и Средней Азии. Слабой стороной движения карматов (как прежде движения хариджитов) был их религиозный фанатизм: они воевали не только с суннитским Аббасидским халифатом, но и со всеми, кто не принимал их вероучения; во время вооруженных действий карматы грабили, убивали и уводили в рабство мирных жителей — сельчан и горожан.

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 149-151.