Анимизм (Василенко, 1996)
АНИМИЗМ (от лат. anima - душа.) - вера в населенность природы бестелесными существами (душами, демонами или духами). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э. Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П. Флоренский воспроизводил ее содержание так: Вся природа одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон. Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство. Есть две точки зрения на духов стихий.: 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные существа, личностная развитость которых уступает человеку; гении мест, как говорили в античности, стихиали, как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно полностью затемнены. П. Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой, писал: И молитвы они не боятся: ведь они-не то, что черти, не злая сила. Молитва им нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств-чертыхания да матерного слова. Некоторые из них, если полагаться на Д. Андреева, активно добры, но другие - капризны, импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда. Есть стихиали явно демонические, буйные и страшные, враждебные человеку. (См. также: натурализм и религия).
Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.