Анимизм (СИЭ, 1961)

АНИМИЗМ (от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, которые представляются сверхъестественными существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистическом представлении с каким-нибудь отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоятельное существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. Анимизм - явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение "... бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В анимизме получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойствеменной религии: мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, которых первобытные люди первоначально представляли фантастическими двойниками реальных существ, т. е. вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. п.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов; завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. Анимизм - неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки анимизма сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т. п. и в спиритуализме современных религий, и в абстракциях идеалистической философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному анимизму. От анимизма, являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюционной школы в истории культуры, видел в анимизме зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в том числе и в духов, - не следствие психологических или логических ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, анимизм является "... фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат многие культовые обряды первобытных обществ, например, оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны - связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. п. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах. Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религиозной фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Таким образом, анимистическая теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологической надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие анимизма и реакционную сущность его пережитков.

Б. И. Шаревская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4; Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, M., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т. 38; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., M., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954; Крывелев И. A., К критике анимистич. теории, "В. Ф.", 1956, No 2; Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.

Понятие: