Монастырь

Монастыри православные после 1917 года

Октябрьская революция нанесла жестокий удар по всей системе монастырской деятельности: монастыри закрывались, их имущество и земля национализировались. В 1930 году был закрыт последний из действовавших в то время на территории СССР монастырей — Даниловский монастырь.

После начала Великой Отечественной войны, когда несколько смягчились отношения между церковью и государством, начинают предприниматься робкие шаги к возрождению монастырей, было принято решение о восстановлении в пределах Троице-Сергиевой лавры мужского монастыря, который открылся вскоре после окончания войны. В 1942 году в стенах Муромского Благовещенского монастыря стал действовать главный его собор. В 60-е годы проходит реставрация зданий и помещений целого ряда монастырей, в которых открывались музеи...

Монастыри православные

МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ в России как сложившиеся формы христианских общин «служителей Богу» — монахов, живущих по определенному уставу, стали возникать на Руси в конце 10 — начале 11 века. При киевском великом князе Ярославе Мудром, по свидетельству «Начальной летописи» под 1037 годом, «черноризцы начаша множитися и монастыреви починаху бытии». Сам Ярослав построил в Киеве два монастыря: Георгиевский — мужской и Ирининский — женский. Тогда же появился в Киеве и учредитель Печерского монастыря преподобный святой Антоний, признанный основоположник монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь был самым крупным и почитаемым, строгого общежительного устава, ставшего образцом для других монастырей...

Храмы и монастыри [в Китае]

Самые древние китайские культовые здания, от которых у нас сохранилось нечто большее, чем одни археологические следы, относятся к династии Тан. Редкость архитектурных свидетельств, относящихся к древнему периоду, отчасти объясняется преимущественным использованием дерева для китайских построек, а отчасти тем фактом, что на протяжении долгого периода ремонту предпочитали систематическую перестройку.

Общественные и частные храмы, часовни, монастыри, гроты, алтари, одним словом, места культа и молитв, несмотря на большое типологическое разнообразие, имеют некоторое число общих черт...

Киновия

КИНОВИЯ — общежительный монастырь. Общежительные формы монашеского бытия известны с IV века, но в Византии такой тип монастырей получил наибольшее распространение только в X-XI веках. Все монахи в киновии считались духовными детьми игумена монастыря и беспрекословно подчинялись его власти. Между собой насельники киновий, напротив, не различались ни по возрасту, ни по заслугам, и все считались равными братьями. Никто из них не владел никакой частной собственностью, общими были казна, стол и спальные помещения.

Монастырские крестьяне

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ - в России - категория частновладельческих крестьян России, находившихся в зависимости от монастырей и других церковных учреждений. Категорию монастырских крестьян в 11-13 веках составили смерды, оказавшиеся на монастырских землях, и вольные люди, призывавшиеся монастырями на пустоши. По грамоте митрополита Киприана 1391 года монастырские крестьяне должны были отбывать барщину, в частности "игуменов жеребей весь рольи орат взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти", и платить оброк.

Керженские скиты (Мчедлов, 1999)

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ — группа старообрядческих поселений и монастырей в лесистой и заболоченной местности по берегам реки Керженец, левого притока Волги. Первые поселения старообрядцев, скрывавшихся от преследований, появились здесь уже в период проведения Никоном реформы 1653—1660 годов. Часть скитов была основана участниками Соловецкого восстания после его подавления. Оснащенные многочисленными тайниками и скрытыми ходами, Керженские скиты служили в старообрядчестве одним из центров его беглопоповского толка.

Скит (Беловинский, 2007)

СКИТ — пустынь, небольшой монастырь из нескольких келий при большом монастыре для нескольких монахов, склонных к уединению. Скиты находились далеко от городов и больших селений, в пустынных местах, в лесах. Русские старообрядцы не имели права заводить настоящие монастыри, и старообрядческие иноки жили в скитах.— «Выучилась в скиту Фленушка грамоте, рукодельям, церковной службе...» П. И. Мельников-Печерский. В лесах.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 623.

Монах

МОНАХ — верующий человек, который рассматривает изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведет обособленный образ жизни, регламентированный церковными предписаниями. Обобщенное название лиц черного духовенства, связавшего себя обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 326.

Монастырь (Орлов)

МОНАСТЫРЬ (от греч. monosterion — келья отшельника) — общины монахов (мужчины) и монахинь (женщины), принимающие единые правила жизни — уставы. В России крупнейшие монастыри называют лаврами. Различают монастыри с общежитийным уставом, по которому монахи получали от монастыря все необходимое для жизни, имели право только на книги и деньги, и келиотские или особножительные, в которых получали только келью и жили каждый обособленно на свои средства.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 326.

Монастырь (Филатов)

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. В Византии монастыри делились на мужские, женские и двойные, причем женских было значительно меньше, чем мужских. Византия славилась множеством монастырей — как крупных и богатых, так и совсем мелких, где порой жили не более двух-трех монахов.

Страницы

Subscribe to RSS - Монастырь
Яндекс.Метрика