Монастырь

Монастыри и святилища Японии

Скорее всего, культовые постройки, предназначенные для почитания божеств, даже если культ отправлялся не только в помещении, были сооружены в давние времена. В некоторых святилищах нет павильона для размещения «тела божества» — син-тай. Как, например, в Мива на юге Нара, где сама гора считается телом божества. Но в подавляющем большинстве перед святилищем божества располагались одно или несколько врат, тории. Общим для двух наиболее древних типов архитектуры святилищ, Исэ и Идзумо, является расположение на высоких столбах-сваях, углубленных в землю, и поднимающихся до перекрестья балок на гребне и, перпендикулярно положенных деревянных брусов...

Ставропигиальный монастырь

СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — крупный монастырь, подчинявшийся не епархиальному архиерею, а непосредственно Синоду либо Московской синодальной конторе. В XVIII—XIX веках были ставропигиальные Новоспасский, Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский монастыри в Москве, Воскресенский («Новый Иерусалим») под Москвой и Соловецкий монастырь. Возглавлялись архимандритами.

Монастыри в поздней Римской империи

С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против существующих социальных порядков. Оно проповедовало покорность и смирение в земном мире. К IV веку христианство претерпело существенные изменения, превращаясь в религию господствующего класса. Руководящая роль в христианских общинах перешла постепенно к епископам, принадлежавшим большей частью к состоятельным людям. Клир (духовенство) приобрел иерархическую организацию и обособился от мирян.

Монастыри православные после 1917 года

Октябрьская революция нанесла жестокий удар по всей системе монастырской деятельности: монастыри закрывались, их имущество и земля национализировались. В 1930 году был закрыт последний из действовавших в то время на территории СССР монастырей — Даниловский монастырь.

После начала Великой Отечественной войны, когда несколько смягчились отношения между церковью и государством, начинают предприниматься робкие шаги к возрождению монастырей, было принято решение о восстановлении в пределах Троице-Сергиевой лавры мужского монастыря, который открылся вскоре после окончания войны. В 1942 году в стенах Муромского Благовещенского монастыря стал действовать главный его собор. В 60-е годы проходит реставрация зданий и помещений целого ряда монастырей, в которых открывались музеи...

Монастыри православные

МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ в России как сложившиеся формы христианских общин «служителей Богу» — монахов, живущих по определенному уставу, стали возникать на Руси в конце 10 — начале 11 века. При киевском великом князе Ярославе Мудром, по свидетельству «Начальной летописи» под 1037 годом, «черноризцы начаша множитися и монастыреви починаху бытии». Сам Ярослав построил в Киеве два монастыря: Георгиевский — мужской и Ирининский — женский. Тогда же появился в Киеве и учредитель Печерского монастыря преподобный святой Антоний, признанный основоположник монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь был самым крупным и почитаемым, строгого общежительного устава, ставшего образцом для других монастырей...

Храмы и монастыри [в Китае]

Самые древние китайские культовые здания, от которых у нас сохранилось нечто большее, чем одни археологические следы, относятся к династии Тан. Редкость архитектурных свидетельств, относящихся к древнему периоду, отчасти объясняется преимущественным использованием дерева для китайских построек, а отчасти тем фактом, что на протяжении долгого периода ремонту предпочитали систематическую перестройку.

Общественные и частные храмы, часовни, монастыри, гроты, алтари, одним словом, места культа и молитв, несмотря на большое типологическое разнообразие, имеют некоторое число общих черт...

Киновия

КИНОВИЯ — общежительный монастырь. Общежительные формы монашеского бытия известны с IV века, но в Византии такой тип монастырей получил наибольшее распространение только в X-XI веках. Все монахи в киновии считались духовными детьми игумена монастыря и беспрекословно подчинялись его власти. Между собой насельники киновий, напротив, не различались ни по возрасту, ни по заслугам, и все считались равными братьями. Никто из них не владел никакой частной собственностью, общими были казна, стол и спальные помещения.

Монастырские крестьяне

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ - в России - категория частновладельческих крестьян России, находившихся в зависимости от монастырей и других церковных учреждений. Категорию монастырских крестьян в 11-13 веках составили смерды, оказавшиеся на монастырских землях, и вольные люди, призывавшиеся монастырями на пустоши. По грамоте митрополита Киприана 1391 года монастырские крестьяне должны были отбывать барщину, в частности "игуменов жеребей весь рольи орат взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти", и платить оброк.

Керженские скиты (Мчедлов, 1999)

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ — группа старообрядческих поселений и монастырей в лесистой и заболоченной местности по берегам реки Керженец, левого притока Волги. Первые поселения старообрядцев, скрывавшихся от преследований, появились здесь уже в период проведения Никоном реформы 1653—1660 годов. Часть скитов была основана участниками Соловецкого восстания после его подавления. Оснащенные многочисленными тайниками и скрытыми ходами, Керженские скиты служили в старообрядчестве одним из центров его беглопоповского толка.

Скит (Беловинский, 2007)

СКИТ — пустынь, небольшой монастырь из нескольких келий при большом монастыре для нескольких монахов, склонных к уединению. Скиты находились далеко от городов и больших селений, в пустынных местах, в лесах. Русские старообрядцы не имели права заводить настоящие монастыри, и старообрядческие иноки жили в скитах.— «Выучилась в скиту Фленушка грамоте, рукодельям, церковной службе...» П. И. Мельников-Печерский. В лесах.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 623.

Страницы