Монастыри православные после 1917 года

Октябрьская революция нанесла жестокий удар по всей системе монастырской деятельности: монастыри закрывались, их имущество и земля национализировались. В 1930 году был закрыт последний из действовавших в то время на территории СССР монастырей — Даниловский монастырь.

После начала Великой Отечественной войны, когда несколько смягчились отношения между церковью и государством, начинают предприниматься робкие шаги к возрождению монастырей, было принято решение о восстановлении в пределах Троице-Сергиевой лавры мужского монастыря, который открылся вскоре после окончания войны. В 1942 году в стенах Муромского Благовещенского монастыря стал действовать главный его собор. В 60-е годы проходит реставрация зданий и помещений целого ряда монастырей, в которых открывались музеи. Но только в 80-х годах государство начало постепенно возвращать монастыри РПЦ. В 1983 году решением Совета Министров СССР РПЦ был передан Свято-Данилов монастырь «для устройства официальной резиденции Московской Патриархии». В 1987 году верующим возвратили Введенскую Козельскую Оптину пустынь, где был возрожден мужской монастырь, в том же году в Ярославской области церкви передан Толгский монастырь( в нем открыта женская обитель — первая на территории РФ. В 1989 году были возрождены Ново-Голутвинский женский монастырь и крупнейший Иосифо-Волоколамский ставропигиальный мужской монастырь. В середине 90-х годов было открыто 138 монастырей, среди которых: Ново-Иерусалимский, Воскресенский, Свято-Троицкий, Ипатьевский в Костроме, Свято-Троицкий, Новоголутвинский и Коломне, Святогорский под Псковом. В настоящее время РПЦ располагает 185 мужскими и 205 женскими монастырями, а также 47 монастырскими подворьями. В России находятся 242 монастырей, на Украине— 89, в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья — 57 монастырей.

Серьезные экономии, трудности и общественно-политическая нестабильность в стране в последнее десятилетие 20 века сказываются и на процессе становления монастырской жизни. Это отражается и на темпах возрождения монастырских строений, и на устройстве самого общинного быта. Во всех монастырях помимо осуществления их главной, молитвенной, задачи большое значение неизбежно уделяется хозяйственной деятельности, что иногда приводит к увлечению коммерческими операциями. Но в то же время позитивный опыт трудовой деятельности монастырских общин способствует упрочению роли монастырей в РПЦ. Некоторые монастыри, укрепляя свое материальное положение, обзавелись подсобными хозяйствами по производству продуктов питания; в ряде общин успешно работают реставрационные, пошивочные, ремонтные мастерские. Например, в Свято-Троицком Новоголутвинском женском монастыре города Коломны организовано несколько рукодельных мастерских: ткацкая, керамическая, вышивальная, иконописная, столярная. Монахини обслуживают и свой маленький автопарк. Большое внимание уделяется в монастырях и религиозно-просветительной деятельности среди населения: открываются воскресные школы, действуют хоровые и художественные кружки (например, в Рождественском женском монастыре Москвы открыта хоровая школа). В некоторых крупных монастырях имеются гостиницы, читальные залы и даже больницы. Налаживается и издательско-типографское дело по выпуску религиозной литературы.

В. В. Горбунов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 243-246.

Понятие: