Храмы и монастыри [в Китае]
Самые древние китайские культовые здания, от которых у нас сохранилось нечто большее, чем одни археологические следы, относятся к династии Тан. Редкость архитектурных свидетельств, относящихся к древнему периоду, отчасти объясняется преимущественным использованием дерева для китайских построек, а отчасти тем фактом, что на протяжении долгого периода ремонту предпочитали систематическую перестройку.
Общественные и частные храмы, часовни, монастыри, гроты, алтари, одним словом, места культа и молитв, несмотря на большое типологическое разнообразие, имеют некоторое число общих черт.
Прежде всего здание обычно ориентируется по оси «север—юг» — настолько, насколько топография и конкретные особенности каждого культового места это позволяют. При таком раскладе статуя бога, изображение героя или дощечка, посвященная герою, помещаются в особом почетном месте, обращенном к югу. Геомантия позволяет находить особого рода варианты, когда такая ориентация оказывается невозможна.
В случае с храмами и монастырями в основе общего плана обычно лежит четырехугольник, огороженный стенами, главная дверь которого, стоящая над высоким порогом, предназначенным для ограждения здания от проникновения туда злых духов, находится в центральной части южной стороны. Ввиду значимости этого святилища все постройки группируются вокруг этого четырехугольника, который может заключать в себе один или несколько дворов. Самый важный алтарь всегда расположен на «благородной оси» этого архитектурного ансамбля. Его можно достичь, следуя по прямой линии от главного входа. Примыкающие постройки предназначены для размещения там различных предметов, одежды, хоругвей, символики, необходимых для отправления культа и для совершения обрядовых процессий, в случае же с монастырями это обиталища верховного настоятеля и монахов, помещения, служащие для общинной жизни, места для обучения и для приема гостей. План и организация этих сооружений почти не изменились с эпохи Тан до наших дней. Грандиозное воплощение такого рода организации представляет собой в Бэйцзине (Пекине) Запретный город.
Дворы являются составной частью святилищ, и некоторые формы религиозного почитания отправляются здесь: тут находится множество курильниц для благовоний, в которые верующие ставят ладановые палочки — после того, как три раза поклонятся в направлении алтаря, который виден за открытыми дверьми. В праздничные дни во дворах на специальных подмостках выставляются приношения из цветов, фруктов, ладана. В эти дни многочисленные толпы заполняют дворы и здания — в окружении густого дыма курящегося ладана.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 233-235.