Монастыри в разных религиях и странах
МОНАСТЫРИ (от греч. monastnrion - уединенное жилище) - основная форма организации религиозной жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хозяйственно-экономической базой феодальной системы на Востоке и в Западной Европе.
Монастыри существовали уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Египте (культ Сераписа; главный центр этого культа - Серапеум в Хенобоскионе) и некоторых других странах. Древнейшие монастыри упоминаются в священных книгах индуизма. Они служили временным пристанищем странствующим отшельникам, посвятившим жизнь изучению вед и молитвам.
С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские монастыри в странах Азии: Индии (2-1 века до н. э.), Бирме и Таиланде (2-3 веках н. э.), Вьетнаме и Китае (4 век), Корее и Японии (6-8 века), Индонезии (7 век), Монголии (середина 17 века). Буддийские монастыри становятся крупнейшими феодальными землевладельцами, принимают активное участие в политической жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и численность их уменьшается (в Индии с 6-7 веках, в Китае с 9 века, Японии с 16 века, Юго-Восточной Азии с 12-14 веков). Политическое и экономическое влияние буддийских (ламаистских) монастырей до недавнего времени сохранялось в Тибете, который в течение длительного времени являлся теократическим государством. До образования Тибетского автономного района в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тысяч монастырей. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тысяч монахов каждый.
В исламе монастыри не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве. Лишь с возникновением (10-11 века) в странах Ближнего и Среднего Востока мистико-аскетическое направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 человек во главе с шейхом.
В древности существовали иудейско-сектантские общины, члены которых давали обет посвятить свою жизнь богу. Их возникновение относится ко 2 веку до н. э. - 2 веку н. э. В этих древних формах иудейско-сектантских общин можно видеть один из источников возникновения монастырей в христианстве. Другим источником было храмовое отшельничество в Египте, практиковавшееся, в частности, в культе Сераписа. Именно в Египте в 1-й трети 4 века были основаны Пахомием первые христианские монастыри. Пахомий вызвал к жизни новую форму монашества - киновитство (см. в ст. Монашество). Широкое распространение христианские монастыри получили, кроме Египта (Фиваида, Ликополис, Оксиринх, Арсиной), в Палестине, Сирии (близ города Нисибис), Каппадокии (здесь впервые при монастырях были созданы школы для воспитания детей), Малой Азии, Армении, на острове Кипр, в Византии (в одном только Константинополе в 1-й половине 6 века имелось более 80 монастырей).
Христианские монастыри во главе с игуменом, сохраняя автономию, образовывали уже в 4 веке подобие позднейшей конгрегации: игумены съезжались на общий совет по несколько раз в год, принимали согласованные решения. В монастырях поддерживалась почти военная дисциплина. Монахи составляли «компании», во главе которых стояли «деканы». Каждые 10 «компаний» составляли «дивизион». Вся жизнь монастырей регламентировалась уставом, древнейшие из уставов приписывают Пахомию, его ученикам - Шенуди, Макарию Александрийскому, Василию Великому.
С развитием феодализма в странах Востока монастыри сосредоточили в своем владении огромные земельные и денежные богатства. В Византии обогащение монастырей и связанный с этим рост их политической роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате которого сократилось монастырское землевладение (утраченные позиции монастырей были восстановлены во 2-й половине 9 - 10 веках при поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную «монашескую республику» на скалах полуострова Афон (около Салоникского залива), ставшую с 10 веке главным центром православного (греко-византийского) монашества. В 962-1542 годы здесь было основано около 200 монастырей. Общее управление осуществлялось «парламентом» из 20 человек и четырьмя «президентами», один из которых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (около 1000 года). С Афоном в значительной степени связано и распространение в 10 веке православных монастырей в Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. ниже раздел Монастыри в России).
В Западной Европе монастыри появились в 4 веке. В Италии они создавались монахами - выходцами из монастыря Пахомия на Востоке; в Англии, Галлии, Южной Германии - ирландскими монахами. Монастырская жизнь регламентировалась восточным христианским монастырским уставами, переведенными на латинский язык (наибольшее распространение имел устав Василия Великого). В 529 году Бенедикт Нурсийский создал монастырь в Монтекассино (близ Неаполя), подчинившийся власти римского папы и положивший начало старейшему католическому ордену бенедиктинцев. Устав этого монастыря сделался обязательным для всех монастырей Западной Европы на столетия. Одним из требований монастырской жизни в бенедиктинских монастырях Западной Европы, как и на Востоке, был обязательный труд. Однако с развитием феодализма доступ в монастыри строго ограничивается представителями господствующего класса. В связи с этим требование об обязательном занятии трудом монахи выполняли своей работой в мастерских письма, художественной миниатюры, скульптуры и т. п. Тяжелый физический труд в земледелии, скотоводстве и других отраслях монастырского хозяйства с 11 века перекладывается на особых работников - конверзов и на эксплуатируемое монастырем крепостное крестьянство.
Монастыри в ряде мест (как на Западе, так и на Востоке) играли в период раннего средневековья значительную роль в расчистке лесов, осушении болот, поднятии целины. Многие монастыри превратились в крупные хозяйства с развитым земледелием и ремеслом, продукция которых шла главным образом на удовлетворение потребностей монастырей, a частично - на благотворительные цели. Земельные богатства монастырей были очень значительны (в 9 веке французский монастырь Сен-Жермен-де-Пре имел 430 тысяч га земли, Сен-Мартен - 810 тысяч га и т. д.). Большое распространение получила на монастырских землях практика прекариев, что содействовало развитию и укреплению феодальных отношений. Укреплению мощи монастырей содействовала королевская власть, широко предоставляя им иммунитетные права и всевозможные привилегии. Монастыри рано начали втягиваться в товарно-денежные отношения, занимались не только торговлей продуктами монастырского хозяйства, но и работорговлей. Монастыри нередко составляли самостоятельные политические единицы, являвшиеся одним из основных звеньев феодальной организации общества. Они имели свой суд, свое войско, свое управление и т. д. Монашество втягивалось все глубже в светскую жизнь, подвергалось «обмирщению», что способствовало падению религиозной веры в массах. Неоднократно предпринимавшиеся попытки заставить монастыри более строго подчиняться уставу (Хродеганг в 8 веке, Бенедикт Аньянский в начале 9 века) оставались безуспешными. Значительное укрепление экономической и политической мощи монастырей началось в Западной Европе в 10-11 веках и было связано с клюнийской реформой, требовавшей соблюдения строгих правил Бенедикта Нурсийского о монастырской жизни. В начале 11 века возникла обширная конгрегация католических монастырей разных стран, примкнувших к сторонникам реформы. В конце 11 - начале 12 веков появляется (главным образом во Франции) ряд новых монастырей, с помощью которых церковь стремилась приостановить широкое движение, развернувшееся под лозунгами «евангельской бедности», воспринятыми массами недовольных крестьян, искавших спасения от усиливавшейся эксплуатации в бегстве от своих феодалов. Некоторые из этих монастырей (Премонтре, основанный в 1119 году, Фонтевро, основанный в 1122 году, Сито, основанный в 1120 году, Савиньи, основанный в 1118 году) сделались крупными церковными центрами, и на их базе возникли влиятельные монашеские ордена. В условиях продолжительных крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тринитарии), основавшие ряд монастырей особого типа: у иоаннитов (госпитальеров) монастыри соединялся с лазаретом для раненых крестоносцев, у тамплиеров - с убежищем для паломников, у тринитариев - с домами, в которых собирали выкупленных из плена крестоносцев. Нередко эти монастыри служили базами на торговых путях с Востока на Запад. В 1-й трети 13 века возникают монастыри, связанные с орденами нищенствующих монахов (францисканцы, доминиканцы, позднее августинцы-эремиты, кармелиты и др.). Существенной особенностью этих монастырей была их тесная связь с городом, органической частью которого они становились. Ведя борьбу с усилившимся еретическим движением, рассылая своих монахов в разные страны в качестве миссионеров, эти монастыри богатели, их роль в политической жизни возрастала. Многие из монастырей стали опорными пунктами для воен. захватов и колонизации. Католические монастыри выступали союзниками папства в борьбе за политическое господство в Европе, препятствовали процессу централизации европейских государств. По мере развития светской культуры и с разложением феодализма отчетливо проявилась реакционная роль монастыри (и монашества), являвшихся в период раннего средневековья своеобразными культурными очагами.
Сильный удар был нанесен католическим монастырям во время Реформации, сопровождавшейся ликвидацией монашества как особого института, закрытием монастырей и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Однако в связи с контрреформацией в монастырском движении наблюдается новый подъем. Основанные театинцами, барнабитами и другими монашескими орденами во 2-й половине 16 века, новые монастыри ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. Монастыри, и прежде всего монастыри иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Борьба против монашества снова усилилась в связи с Нидерландской буржуазной революцией (закрытие монастырей с конфискацией имущества было проведено на территории современных Нидерландов), а также с политикой так называемого просвещенного абсолютизма (множество монастырей подверг ликвидации в своих владениях Иосиф II). Большой удар по монастырям был нанесен буржуазными революциями 18-19 веков. В период французской буржуазной революции конца 18 века была проведена конфискация земельных владений церкви (закон от 2 ноября 1789 года), составлявших 1/5 всех французских земельных владений, и монастыри были закрыты (постановлением Конвента от 13 февраля 1790 года). Упразднению с конфискацией земли подлежали монастыри по законодательству республик, созданных в 1797-1799 годы в Италии в период французской оккупации: Цизальпинской, Лигурийской и Римской. Часть земли монастырей была конфискована французскими властями в Итальянском королевстве (1806-1815) в первые годы его существования. В 1807-1809 годы монастыри были упразднены в Неаполитанском королевстве, их имущество конфисковано и пущено в продажу. В феврале 1849 года правительство Римской республики провело национализацию всей движимой и недвижимой собственности монашеских орденов. В Испании земли монастырей были конфискованы в ходе революции 1820-1823 годов; в период буржуазных революций 1834-1843 и 1868-1874 годов (реформы Мендисабаля в 1835 году, постановление учредительных кортесов в 1869 году) монастыри подверглись ликвидации.
На протяжении всего 19 века и начала 20 века судьба монастырей тесно переплетается с судьбами политической реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию монастырей (в Италии в 1850-1855 годы, в Германии во время «культуркампфа» в 1875 году, во Франции в 1901-1906 годы, в Португалии в 1910 году и т. п.). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения в ряде стран буржуазная реакция снова обратилась к монастырям. С конца 19 века их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 веке некоторые протестантские церкви (англиканские, некоторые евангелические церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше монастыри, изменили к ним отношение и допустили их появление.
В большинстве капиталистических стран монастыри в настоящее время перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономической единиц. Накопления, производимые в монастырях, сосредоточиваются в руках монашеских орденов (например, орден иезуитов располагает капиталом в 5 миллиардов долларов), которые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путем приобретения пакетов акций.
В СССР декретами Советского правительства от 20 и 23 января 1918 года церковь была отделена от государства, а имущество монастырей объявлено народным достоянием. Земли монастырей были розданы крестьянам, многие здания монастырей отведены под школы, больницы, клубы и др. В настоящее время [1966 год] в СССР существует несколько православных монастырей (с небольшим числом монахов), являющихся чисто религиозными организациями.
В зарубежных социалистических странах вопросы, связанные с церковным, в том числе и с монастырским, землевладением, были решены в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928 году). В подавляющем большинстве этих стран монастырское эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религиозным организациям, в том числе и монастырям, выделены земельные участки в размерах, необходимых для занятия под церковные сооружения, погосты и т. п. Служители религиозных культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистических государств, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.
В Албании, согласно постановлению «О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе» от 27 мая 1946 года, монастыри могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об аграрной реформе, принятому Народным собранием 12 марта 1946 года, за монастырями были сохранены (в зависимости от исторического значения монастыря) земельные владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли монастырей свыше 57 га подлежали изъятию государством за выкуп в соответствии с декретом Временного национального правительства «О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян» от 15 марта 1945 года. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 года земли монастырей подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о земельной реформе от 5 марта 1946 года конфисковывались земельные владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех монастырей, которые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян. В КНР, в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950 года), земли монастырей подлежали реквизиции и вместе с другими конфискованными и реквизированными землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монастырское имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого народного хурала (декабрь 1928 года) о конфискации крупной феодальной собственности. В Польше решение о национализации латифундий католической церкви и других религиозных организаций (в том числе монастыри) было принято в марте 1950 года. С 75 тысяч га монастырское землевладение сократилось до 9 тысяч га (около 5 га у отдельных монастырей). В Чехословакии в собственность государства перешла земельная (свыше 1 га) и другая собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных монастырей (закон о земельной реформе, постановления от 14 и 18 октября 1949 года об экономическом обеспечении церкви и религиозных организаций государством и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации земельные владения монастырей свыше 10 га. За монастыри, имеющими важное историческое значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, которыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано еще во 2-й половине 19 века) сельскохозяйственное имущество монастырей, согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945 года), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности монастырей.
Б. Я. Рамм. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Литература:
Казанский П., История православного монашества на Востоке, ч. 1-4, М., 1854; Ратшин А., Полн. собр. историч. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. церквах в России, М., 1852; Соколов И., Состояние монашества в визант. церкви с пол. 9 до нач. 13 вв., Каз., 1894; Минаев И. П., Пратимокша - сутра, буддийский служебник, СПБ, 1869; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Heimbucher M. J., Die Orden und Kongregationen der katholischen Kirche..., 3 Aufl.,Bd 1-2, Paderborn, 1932-34; Bell C., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Schmitz Ph., Geschichte des Benediktinerordens, (2 Aufl.), Bd 1-2, Z., 1947-48; Hallinger K., Gorze-kluny. Studien zu den monastischen Lebensformen und Gegenständen im Hochmittelalter, Bd 1-2, Romae, 1950-51.