Конфуцианство в Древнем Вьетнаме

Конфуцианство само себя считает в первую очередь моральным кодексом и философией управления, основанного на просвещении. Его рекомендации связаны с централизованным, бюрократизованным, иерархическим правлением, ограничивающим как власть первого лица, так и влияние аристократических семейств. Заслуги определяются системой гражданских экзаменов, проверяющих знания кандидатов. Когда для набора высших чиновников (мандаринов) стали устраивать регулярные конкурсы, конфуцианство постепенно заняло важное место в духовной жизни и устройстве общества. В то же время при династии Чан в согласии с конфуцианством развивался буддизм. В идеале «Школа ученых» готовила правителей и советников. Очень скоро она стала официальной идеологией, а учителю Куну (Конфуцию) стали поклоняться в храмах — не в образе статуи, что было бы идолопоклонством, а табличке с его именем.

Конфуцианство нельзя назвать религией в собственном смысле слова. Конфуций собрал писания прошедших веков, утвержденные авторитетом древности. Он написал книги о древних религиозных обрядах, а главное — преподал ученикам заветы о человеческой природе и обязанностях человека в мире. В нем видели совершенное существо, согласное с принципом мирового порядка, существующего в нем, преображающего других своим примером и учением. В этом качестве ему и совершалось поклонение — на том же основании, что и великим людям, предкам, а тем самым и духам.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 254.

Яндекс.Метрика