Конфуцианство Классического Китая (Каменарович, 2014)
Иван Каменарович рассматривает религии Классического Китая в их неразрывном триединстве, ставя на первое место конфуцианство: «Очевидно, что из этих трех учений конфуцианство наименее религиозно. Эта система, основанная прежде всего на связях между законами природы и моральными запретами, связях, ритуализация которых обеспечивает действенную силу, в китайском языке называется «Школой ученых» (жуцзя). Из наблюдения за миром и перенесения этого наблюдения в жизнь посредством обучения эта школа создает базу для социальной организации. Так, тут совершенно не проповедуется идея о том, что семья имеет главу, поскольку бог так пожелал, здесь говорится, что причина в том, что природа демонстрирует нам, с одной стороны, невозможность выживать в условиях анархии, а с другой — существование иерархии как в среде животных, так и в мире самих вещей. Поведение человека может быть сочтено хорошим не потому, что оно будет соответствовать предустановленной морали, но потому, что оно окажется гармонично встроенным во всеобщую систему космоса. Речь идет о том, чтобы благодаря действенности принципов поведения и управления им способствовать гармоничному развитию жизненных циклов, сущностно необходимых для незыблемости устоев мира. Конфуций (551—479 гг. до н.э.) в то же самое время проповедует двусмысленное отношение к богам: человек должен вести себя так, «как если бы» боги существовали, поскольку он не сможет дурно относиться к окружающим, если у него будет ощущение, что его поведение находится под наблюдением.
С самого начала сориентированное на формирование в своей среде советников, а в идеале даже управителей, конфуцианство в эпоху Хань было преобразовано в официальную идеологию. Дело кончилось возведением храмов Конфуция во всех уездах, при том что собственно фигура Конфуция не была обожествлена. Правда, вскоре из храмов были убраны статуи Учителя, с тем чтобы избежать любых форм идолопоклонничества. Там присутствуют дощечки с его именем, также там имеются дощечки, посвященные его ученикам и великим ученым. В зданиях, примыкающих к храму, проводятся учебные занятия. Самые важные церемонии из числа организуемых здесь приурочены к годовщинам рождения Конфуция (27-й день 8-й луны) — они всегда проводились на Тайване, в Корее, Японии, Сингапуре, сейчас церемонии возобновились в Китайской Народной Республике. На этих церемониях не присутствует никакого духовенства, всем здесь распоряжаются мандарины и преподаватели. Так, внешние формы некой условной религии здесь присутствуют — при том, что отсутствуют священники, молитвы и поклонение, скорее, здесь царят сосредоточенность и медитация, сопровождаемые музыкой и ритуальными шествиями.
Лишенное божеств в персонифицированном смысле этого слова, конфуцианство признает существование природных сил, которые, хоть и являясь неумолимыми, активно действуют в этом мире. Вопрос о посмертном существовании решается различным образом, часто, скорее, в символической манере, чем имеющей какое-то отношение к реальности (тут мы можем вспомнить о культе предков). В любом случае конфуцианство достаточно далеко от поисков бессмертия, которым занимаются даосы».
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 209-210.